В прошлом номере «СК» обращал внимание на объявленный в городе месячник по ликвидации задолженности по квартплате, который продлится до 31 марта. В связи с этим мероприятием подъезды домов обклеили цветными агитками, в которых неплательщикам сначала грозят отключением от услуг «вплоть до выселения» (метод кнута), а в конце подвешивают пряник в виде десяти призов, которые обещано разыграть между самыми добросовестными плательщиками.

Листовка была заказана городским комитетом ЖКХ. Она оформлена двумя фотографиями. На одной из них милый ребенок играет с какими-то нереально большими монетами и при этом говорит: «Мама, эти денЮжки за квартиру?». При взгляде на эту трогательную картинку злостный неплательщик должен умилиться, прослезиться, срочно продать старый телевизор и сдать накопившиеся на балконе бутылки, чтобы на вырученные деньги погасить хотя бы часть долга.

На второй картинке – сканированное изображение платежной ведомости. В этой платежке – цифры, которые показались мне странными.

Вот строка «Радио», тариф – 1 руб.

90 коп. Да когда это было? Сегодня за радиоточку платят 40 рублей в месяц, причем непосредственно «ВолгаТелекому». Строка «Отопление»: тариф – 9.00, начисление по тарифу – 340.20. Беру стопку своих квитанций об оплате, ищу, когда это я в последний раз платил по такому тарифу. Нашел платежку только за 2005 год, в ней уже тогда стоял тариф за теплоснабжение 11 руб. 19 коп. Значит, по 9 рублей за квадратный метр площади мы покупали тепло на год или два раньше, то есть в 2003 или 2004 году.

Так почему бы авторам листовки не оформить ее – во имя правды – изображением сегодняшней, реальной платежки? Понятно почему: потому что это были бы другие, пугающие цифры. Но именно они и есть сегодняшняя реальность. Вместо 340 рублей за тепло там должно значиться 1800-2000 рублей (при посезонной оплате), и эта цифра при тепловатых батареях в сильные морозы способна вызвать только раздражение, а не стимулировать своевременную оплату. Если агитаторы из комитета ЖКХ просто постыдились отсканировать реальную платежку, то это вызывает еще большее раздражение: им, выходит, не стыдно брать с людей такие деньги, но стыдно сказать вслух, сколько берут, и поэтомуони прячутся за ценами семилетней давности? Это же психология спекулянта, торгующего дефицитом из-под полы. Но дефицита нет, а торговля из-под полы по завышенным ценам идет (достаточно вспомнить, что 15-процентный предельный рост цен на ЖКУ в этом году превышает прогноз годовой инфляции, а почему, собственно?). Это уже психология монополиста. В первую очередь монополиста политического. А скромные технические исполнители из муниципалитета с готовностью прикрывают его позавчерашними платежками.

Сергей Гогин