К ежегодному росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги все уже настолько привыкли, что воспринимают это явление едва ли не как должное. Вместе с тем, как показывает сторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности ресурсоснабжающих организаций, некоторые из них способны оказывать услуги и без повышения цен на свои ресурсы, лишь активизировав работу по погашению задолженности потребителей. На деле же получается, что те, кто исправно платит, вынуждены делать это и за себя, и за должников. Чтобы задобрить народ перед выборами, федеральными властями было принято решение перенести в следующем году очередное повышение коммунальных тарифов с января на июль. На днях стало известно, на сколько подорожают газ, электроэнергия, вода и тепло. Об этом корреспондент «СК» побеседовал с директором департамента по регулированию цен и тарифов министерства экономики Ульяновской области Аленой Гаршиной.
– Алена Анатольевна, повышение коммунальных тарифов в грядущем году хоть и отложено, но оно неизбежно. На сколько больше нам предстоит платить за «коммуналку»?
– Буквально на днях я вернулась из Сочи, где проходил всероссийский семинар-совещание, организованный Федеральной службой по тарифам (ФСТ). На мероприятии как раз обсуждались вопросы ценообразования на оптовом и розничном рынках электрической энергии, в газовой отрасли, тарифообразования в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства. С 1 июля заметнее всего подорожает природный газ – тарифы на него будут проиндексированы на 15 процентов. Стоимость электрической и тепловой энергии, услуги водоснабжения и водоотведения будут повышаться дважды: с 1 июля – на 6 процентов, еще на столько же – с 1 сентября 2012 года. Следует отметить, эти цифры предельные: ниже – можно, выше – нельзя. В целом увеличение платы граждан за коммунальные услуги в 2012 году не должно быть выше 12 процентов (при сопоставимых условиях). В абсолютных суммах, по нашим подсчетам, надбавка за коммунальные услуги составит от 160 рублей в месяц для однокомнатной квартиры до 300 рублей – для трехкомнатной. Однако для тех, кто пользуется ограниченным набором коммунальных услуг, рост может составить до 15 процентов (все, что выше, должно компенсироваться в виде субсидий или льгот из бюджетов различных уровней). В большей степени это коснется владельцев частных домов, отапливаемых на газе. В структуре их платежа газоснабжение составляет до 90 процентов. Кроме того, в тех муниципальных образованиях, где в отсутствие газификации в качестве топлива при производстве тепловой энергии используются топочный мазут и уголь, рост цен на тепловую энергию может достигать 120 процентов, соответственно рост платы на коммунальные услуги в целом может превысить максимальные 115 процентов.
– Уже несколько лет в ЖКХ применяются дифференцированные тарифы, то есть жители разных домов, запитанных от разных ресурсоснабжающих организаций, платят по-разному. Известно, что сейчас вашим департаментом проводится работа по установлению нормативов теплоснабжения для разных типов домов. В связи с этим высказываются опасения, что, скажем, жителям старых, полуразрушенных домов и бараков в скором времени придется платить за тепло значительно больше, нежели обитателям более благоустроенных квартир.
– Да, сейчас в рамках государственного контракта мы проверяем обоснованность уже существующих нормативов по отоплению и водоснабжению. Происходит сбор исходных данных, проверка материалов, на основе которых были установлены нормативы органами местного самоуправления. После получения результатов экспертизы нормативы по всем видам коммунальных услуг будут утверждены на уровне области – региональным министерством экономики (в настоящее время полномочиями по установлению нормативов по тепло- и водоснабжению обладают органы местного самоуправления). Результаты станут известны до конца этого года. На основании них, а также новой редакции Постановления правительства РФ №354 и будет приниматься решение, кому и насколько изменять нормативы. Пока же забегать вперед и будоражить население не стоит.
– А что-то делается для того, чтобы снизить тарифы или хотя бы приостановить их рост?
– Все упирается в эффективность работы жилищно-коммунального комплекса, которая остается на крайне низком уровне. Причем касается это как высокой изношенности устаревшего оборудования, так и неумелого управления системой. К примеру, организованная не так давно проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП «Ульяновскводоканал» показала, что решение о повышении тарифов на холодное водоснабжение является необоснованным. У предприятия есть резервы по взысканию дебиторской задолженности. Если провести дополнительную работу по взысканию долгов с управляющих компаний, то предприятие может получить средства, которые позволят ему вести свою хозяйственную деятельность в рамках существующих сейчас тарифов.
Вадим ПИЛЮКОВ