Нас ждет очередная волна изменений и корректировок в счетах за коммунальные услуги.
В «Управдоме» от 14 мая 2012 года, в заметке «Цена за горячую воду изменится», мы сообщали, что Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил иск ОАО «Волжская ТГК» и признал недействующим приказ Министерства экономики Ульяновской области №06-891 от 15 декабря 2011 года «Об установлении тарифов на горячую воду…». Таким образом, признавалось, что ВоТГК поставляет своим потребителям не «горячую воду», а тепловую энергию и теплоноситель. Тариф на такую услугу вообще не устанавливается и не регулируется. А стоимость рассчитывается как производное от количества потребленной воды и затрат на ее нагрев. По данной методике, цена одного кубометра горячей воды может меняться ежемесячно. На практике же все вылилось в элементарное повышение стоимости ГВС по открытой системе* водоснабжения (это порядка 1800 домов в Ульяновске).
В настоящее время Высший Арбитражный суд РФ Решением от 29.06.2012 по делу №ВАС-4747/12 ВАС РФ признал недействующим положения Методических указаний, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.201 1 №47, предусматривающие, что в открытых системах теплоснабжения тарифы на горячую воду не утверждаются.
Иными словами,все вернулось на исходные позиции! То есть, опять приходим к тарифу, который ранее запретили? Что при этом будет с нашими платежками? Снизятся ли платежи за ГВС и как этого добиться? Все эти вопросы обсуждались 3 августа на заседании Координационного областного совета собственников жилья. Увы, приглашенные на данное мероприятие чиновники пока не смогли предложить никакого иного способа, кроме как уменьшить потребление. Меньше будем лить горячей воды, соответственно, и платить будем меньше.
Горячая вода всегда была непростым товаром, и за последние годы принципы установления цены на нее неоднократно менялись. Чтобы понять, из-за чего, собственно, в судах между государством и энергетиками кипят такие страсти, необходимо знать предысторию вопроса. Итак…
Первоначально все потребители горячей воды, независимо от их вида деятельности и системы теплоснабжения, оплачивали два товара: тепловую энергию (в гига-калориях) и теплоноситель: химически очищенную воду (ХОВ, она же «сетевая вода» – в тоннах). Данный порядок базировался на п. 60 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 №20-э/2. Естественно, в закрытой системе объем ХОВ был крайне незначителен, ведь теплоноситель практически целиком возвращался обратно поставщику, оплачивались лишь утечки. В то время как в открытой системе вода забиралась жильцами на ГВС, и, соответственно, предъявлялось к оплате все, что вытекло из кранов.
С принятием Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 №20 ситуация изменилась. Был введен единый тариф на горячую воду (за куб. м), по которому и должны рассчитываться потребители. Энергетики усиленно сопротивлялись данному решению, но, тем не менее, государство добилось таки своего. Так бы мы и платили по тарифам, но 15.02.2011 был издан тот самый Приказ Минрегиона РФ №47, который стал предметом рассмотрения ВАС РФ. Согласно ему, тарифы на горячую воду утверждаются только для закрытых систем теплоснабжения. В открытой системе потребители оплачивают отдельно тепловую энергию и отдельно теплоноситель. Ссылаясь именно на этот приказ, наши энергетики из ВоТГК опротестовывали тарифы на горячую воду, установленные Министерством экономики Ульяновской области.
Но и на этом история изменений в регулировании тарифов на горячую воду не заканчивается. С 01.01.2013 вступает в силу Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 №416-ФЗ, который опять вводит регулирование тарифов на горячую воду в открытых системах. Понятно, что такие тарифы, утвержденные в следующем году, вступили бы в силу только с 2014 года. Если бы не то самое решение ВАС РФ от 29.06.2012, которое изменило ситуацию на полтора года раньше, чем ожидалось. При этом наше Министерство экономики буквально поставлено в неудобную ситуацию по многим причинам. Так, теперь не ясно, каким образом должны устанавливаться тарифы, ранее отмененные судом. Кто должен проявить инициативу, кто к кому должен обратиться за установлением этих тарифов – чиновники или энергетики? Ну и самый главный вопрос: как все это объяснять теперь населению, которое и так уже окончательно запуталось, за что и сколько платить?
Впрочем, населению не столь важно, на основании какого закона и по какой методике будет производиться расчет стоимости ГВС. Более этого волнует вопрос: снизятся ли платежи?
– Если мы будем использовать ту методику, которую нам предлагает федеральный центр, кроме как за счет технических мероприятий, мы никак не сможем снизить платежи за горячую воду, – комментирует директор Департамента по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Дмитрий СЫЧЕВ. – Юридически в данном вопросе есть большой провал, в чем также будут большие трудности.
Никаких эффективных технических решений чиновники на данный момент предложить, однако, не могут. В Ульяновске проводились эксперименты на нескольких домах, где пытались снизить потери на циркуляции воды. Действительно, платежи снижались на 20-30%, однако практически на столько же падала и температура горячей воды в кранах. Жители тут же реагировали жалобами. Впрочем, уменьшение платежей за счет уменьшения потребления или снижения его качества – это не выход из ситуации.
Надо отметить, что в закрытой системе нет таких проблем. В современном законодательстве предусмотрено поэтапное вытеснение открытых систем теплоснабжения. В соответствии с Федеральным законом от 07.12.201 1 №417-ФЗ, с 01.01.2013 не допускается подключение объектов капитального строительства к централизованным открытым системам теплоснабжения для нужд ГВС. Уже сегодня все новые дома делаются именно с закрытой системой. А с 1 января 2022 г. использование открытых систем теплоснабжения вообще запрещается. Правда, вызывает недоумение, как будет реализовываться этот запрет, учитывая, что в большинстве случаев преобразование открытой системы в закрытую требует огромных капитальных вложений: перекладки существенной части тепловых сетей, замены внутридомового оборудования, реконструкции ТЭЦ, котельных и т.д.
В данный момент, по словам Дмитрия СЫЧЕВА, Правительство области намерено вступить в переговоры с ВоТГК с целью все же установить тариф на горячую воду для Ульяновска. Причем, установить на уровнях, обозначенных в приказе Минэкономики, отмены которого энергетики в мае добились через суд. О чем договорятся чиновники и энергетики, мы сообщим в следующих номерах «Управдома».
Алексей Николаев
* В более современной закрытой (или, как ее еще называют, «четырехтрубной») системе горячая вода для отопления подается отдельно от горячей воды для нужд горячего водоснабжения (ГВС), которая приготавливается в центральных или индивидуальных тепловых пунктах путем подогрева специально приготовленной (умягченной) холодной воды. В открытой (или «двухтрубной») системе горячая вода как на отопление, так и для ГВС разбирается из одной общей трубы. Однако для нужд ГВС горячая вода требуется гораздо меньшей температуры, чем для отопления, и, чтобы ее остудить, нужны дополнительные затраты. В результате возникают так называемые циркуляционные потери.
Аноним
Когда в мае в новом городе две недели не было горячей воды, показания ее потребления в доме №17 по бульвару Фестивальному, как и в других домах, почему-то превысили мартовские и апрельские. То же происходит и сейчас, в летние месяцы, когда многие люди уезжают в отпуска, живут на дачах, при этом расход горячей воды в домах неуклонно растет. «Что это за полтергейст?» – обращаясь к властям области и города, интересуются ульяновцы.
Никакого полтергейста, показания общедомовых счетчиков снимают так , как им(кормящимся на этом) нужно, расход горячей воды – счетчик(показания) на вводе горячей воды в дом за минусом показаний счетчика на выходе горячей воды из дома, кто- нибудь из жителей интересуется, как правильно работают счетчики и работают ли они вообще, или какой-то из них не работает или засорен. Затем показания каждого механического счетчика через геркониевый преобразователь подаются на электронный счетчик СТУ-1, который кубы воды пересчитывает в Гигакалории. Большой вопрос, как правильно пересчитывает при нынешнем состоянии технического уровня обслуживания электроники в ЖКХ города.
Счетчики поверяются УЦСМ формально, проверяющие поверители ставят просто штампы в паспорте счетчиков, что якобы поверили, берут за это деньги, а на самом деле никто счетчики и с места не снимал и не поверял. А такая ситуация выгодна тем, кто греет руки на этом. Показания счетчиков просто РИСУЮТ.
Жители не в состоянии контролировать работу общедомовых счетчиков, поэтому на ГВС и на отоплении их будут крепко нагревать. Тут работает МАФИЯ в общегородском масштабе, начиная от компаний, продающих тепло и кончая человеком, уполномоченным снимать показания общедомовых счетчиков. Вращаются, страшно подумать какие деньги, на которые всех купят с потрохами.
Отсутствие контроля, отсутствие специалистов, и всеобщий бардак на руку поставщикам тепла. Как житель может проверить правильность расхода и платежей за воду при существующей системе, да никак.
барыга
ну ниче, небольшое повышение никому сильно не ударит по кошельку
Колян
ежегодно немножко повышается. а тут панику навели
Дог
всё нормально с ценой будет. не пугайтесь. сильно не повысится!
s@sh
«В открытой (или «двухтрубной») системе горячая вода, как на отопление, так и для ГВС разбирается из одной общей трубы (это понятно). Однако для нужд ГВС горячая вода требуется гораздо меньшей температуры, чем для отопления (и до этого мета понятно, а дальше ……??????), и, чтобы ее остудить, нужны дополнительные затраты (?!?). В результате возникают так называемые циркуляционные потери (?!?).» … А почему нигде речь не идет о терморегуляторах? Вместе с обратным клапаном, они являются составной частью системы горячего водоснабжения, которая врезается в элеваторный узел системы отопления дома между подающим и обратным трубопроводами. Вода в ГВС забирается с “обратки”. При температуре ниже порядка 60-65 град. (так, кажется, согласно СНиП) через терморегулятор от “подачи” доводится до необходимой. Обратный клапан предотвращает переток более горячей воды в “обратку”, где давление и температура ниже (так сказать предотвращает “перемычку»), и тем самым не повышает температуру в обратном трубопроводе. Таким образом, платить мы должны за, так сказать, уже использованную на отопление воду (вторичное сырье) и, по логике, подешевле. Куда же делись терморегуляторы? А может и узлы ГВС тоже вырезали? Извечные русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»