-Ну, так вы залив продали?
– Я пруд продал!
Из диалога С.И. Морозова и С.С. Галанта

Продажа Клювенного залива в Старомайнском районе обсуждается в прессе уже более двух месяцев. За это время было выявлено несколько фактов сделки, в частности то, что «пруд» был официально продан на аукционе. Кроме того, дело о продаже залива было направлено в природоохранную прокуратуру, которая вплоть до сегодняшнего дня проводит проверки по данному факту. Залив, по сути, стал местом столкновения интересов администрации Старомайнского района и экологов Ульяновской области. Сегодня он находится в частной собственности, и владелец залива имеет полный перечень необходимых документов.
Факты просты. На сегодняшний день он продан и имеет владельца (по неподтвержденной информации далеко не первого). Согласно имеющейся документации, на момент продажи залив был и не заливом вовсе, а прудом: в 1991 году районный совет «узаконил» дамбу, вследствие чего Клюквенный залив оказался отделенным от Куйбышевского водохранилища. Работы по запруживанию проводило ООО «Итиль», и вплоть до сегодняшнего дня залив значится как припускной пруд.
Судя по информации из документов об официально проведенном аукционе, продан Клюквенный залив был 2 августа 2010 года. В этой связи поражает система информирования о продаже подобных объектов: что уж говорить об обычных рыбаках, которые до сих пор отказываются верить в то, что «Клюква» была продана, если даже организации подобные Госэконадзору оказались не в курсе того, что залив, он же пруд, находится в частной собственности. Место удивительной красоты, известное как «Клюква» или «Клюквенный залив» де-юре спряталось под категорией «пруд», с кадастровым номером участка, по которому оно было выставлено на аукцион.
Для жителей области не так важно чем по документам является «Клюква»: прудом или заливом, важно то, что это место любимое, единственное в своей редкой, природной красоте. Однако никаких документов подтверждающих, что данная территория является особо охраняемой нет. Как нет и экспертизы, подтверждающей статус Клюквенного залива. Как пояснил Александр Евгеньевич Каплин – сегодня это уже не полномочия Росприроднадзора, добиться экспертизы может только прокуратура. Что же касается возможности возвращения залива в муниципальную собственность, то вероятность этого есть, но она невелика.
«В ряде подобных случаях мы действовали по следующей схеме, – поясняет Александр Евгеньевич, – к объекту ограничивают доступ, недовольные жители пишут обращение, по результатам рассмотрения которого выносится решение о наложении административного штрафа. Как правило, он не оплачивается, и материалы передаются в прокуратуру. Однако если по результатам прокурорской проверки будет доказана законность сделки купли-продажи, то никто не сможет запретить владельцу объекта поступать так, как он посчитает нужным».
Таким образом, судьба Клюквенного залива в руках прокуратуры: частью Куйбышевского водохранилища он является только согласно картографическим материалам, находящимся в распоряжении Росприроднадзора. Согласно остальным документам «Клюква» – пруд. Так, например, председатель комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Старомайнского района, Михаил Крылов, представил нам документ, который говорит о том, что Клюквенный залив не что иное, как пруд. Прилагаем ответ начальника Росводресурсов по Ульяновской области, Ю.М. Есинова на запрос о предоставлении сведений о Клюквенном заливе из государственного водного реестра. Несмотря на то, что в начале письма сказано о невозможности предоставлении информации по причине формирования реестра, информация о том, что Клюквенный залив является прудом, была принята к сведению и документально закреплена.
Уже после появления в прессе сообщений о продаже залива, глава Старомайнского района, С.С. Галант написал в своем блоге: «В настоящее время в условиях жесткой финансовой недостаточности вопросы привлечения новых инвесторов, создание дополнительных рабочих мест, а также поддержка молодых начинающих предпринимателей на территории нашего района носят первостепенный характер. Использование так называемого «Клюквенного залива» для разведения и выращивания новых пород рыб, конечно же, является одной из приоритетных задач района».
Что касается «жесткой финансовой недостаточности», то отметим, что Клюквенный залив, площадью в 56 Га, был продан за 1 417 500 рублей. Как пояснил Михаил Крылов, на тот момент это была его объективная рыночная стоимость. Что же касается создания дополнительных рабочих мест, то, как рассказал мне начальник регионального отдела Госэконадзора, Амир Галяутдинов, выезжавший непосредственно на место, когда то там на добровольных началах работал житель расположенного неподалеку села Волжское – регулировал уровень воды и так далее, но он, к огромному сожалению, умер.
По мнению Михаила Крылова, в котором он ссылается на имеющиеся документы, в том числе на приведенный ответ Ю.М. Есинова, Клюквенный залив был продан законно. «Если будет доказано, что пруд был продан незаконно – мы первые подадим в суд на расторжение сделки. Пока же мы предоставили в прокуратуру все имеющиеся документы, которые подтверждают, что Клюквенный залив – это пруд, а его продажа полностью законна».
В ходе «Откровенного разговора», проводимого С.И. Морозовым в минувшую пятницу, поднимался и вопрос о законности продажи Клюквенного залива. С.С. Галант был готов предоставить и зачитать все документы, подтверждающие законность его продажи. Однако сделать этого он не успел и на прервавший вопрос губернатора «Продали ли вы все-таки залив?» ответил что продал, но не залив, а пруд. В итоге было решено дождаться результатов прокурорских проверок и решения суда (если таковое, конечно, когда-нибудь будет вынесено).
Очень многое сегодня будет зависеть от прокуратуры и от того, удастся ли доказать обратный статус Клюквенного залива. Только в этом случае в суд может быть подано заявление о признании сделки купли-продажи недействительной. Однако, на данный момент, документов для этого, похоже, недостаточно.