Как и ульяновские чиновники, ответственные за ЖКХ.

Вокруг Правил предоставления коммунальных услуг (№354 от 6.05.2011 г.) не утихают страсти. Позиция властей сейчас та, что нужно добиваться в Минрегионразвития РФ приостановления действия этих Правил. Оппоненты стращают, что тогда будет возврат к Правилам, действовавшим до того (утверждены Постановлением правительства России №307 от 23.05.2006 г.), что чревато, дескать, корректировками платы за услуги. Нужно ли тормозить 354-е Постановление – вопрос, а вот что касается корректировок, то эта тема больше мифическая, чем реальная, и в немалой степени благодаря, я считаю, низкой квалификации мировых судов Ульяновска.

Большинство производившихся до сентября корректировок были незаконными.

Передо мной как раз материалы такого дела. ООО «Жилстройсервис» обратилось с иском к семье Л., проживающей в новом городе, потребовав выплаты задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, копившейся, по версии «Жилстройсервиса», с 1.12.2009-го по 31.08.2012 года. Речь – о корректировках. ООО ссылается на п.22 Правил №307, который определяет порядок расчета размера платы за коммунальные услуги для квартир, не оборудованных приборами учета, но в доме с общедомовыми счетчиками. Это и есть случай семьи Л., оплачивавшей услуги в соответствии со ст.157 Жилищного кодекса, то есть по нормативам, и считавшей, и до сих пор считающей корректировки, которые им выставляло ООО «Жилстройсервис», незаконными.

ООО в своем иске пишет, что п.22 Правил предусматривает, что размер платы устанавливается в соответствии с пунктом 19 этих же Правил. Пункт 19, в свою очередь, гласит, что при отсутствии общедомовых, квартирных и индивидуальных приборов учета размер платы определяется как произведение норматива на количество проживающих и на тариф. Идальше говорится, что если в квартире есть временно проживающие, то исполнитель раз в квартал либо раз в год производит корректировку платы за коммунальные услуги. То есть корректировка производится при одновременном наличии трех условий: отсутствии общедомового счетчика, отсутствии индивидуального счетчика и наличии временно проживающих, которое должно быть подтверждено заявлением потребителя на имя исполнителя.

Никаких временно проживающих в квартире Л. нет и не было, но мировой судья судебного участка №7 Заволжского района, не разобравшись, видимо, в смысле этой нормы Правил, признает долг и обязывает семью его погасить. Требование абсолютно необоснованное, как и ссылки на то, что корректировки призваны компенсировать технологические потери коммунальных ресурсов в доме и общедомовые нужды. Пунктами 25 и 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ №306 от 23.05.2006 года, предусмотрено, что при определении нормативов учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов, расходы на содержание общего имущества дома и не учитываются расходы, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем. Словом, кто платит по нормативам, все потери уже оплатил, и корректировки по отношению к нему применяться не могут.

Не предусматривает их для квартир без индивидуальных счетчиков в домах с общедомовыми счетчиками и упомянутый выше п.22 Правил №307. Полностью пункт выглядит так: «Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил». То есть определяется как произведение норматива на количество проживающих и на тариф. Ни о каких корректировках в этом случае 22-й пункт не говорит. Пункт же 19 предусматривает их, повторюсь, только при наличии временно проживающих.

Правила, как старые (№307), так и новые (№354), конечно, не идеальны, это если сказать мягко, но главные причины того хаоса, который царит в жилищно-коммунальной сфере региона, заключаются, во-первых, в недобросовестности, а часто и обыкновенном жульничестве управляющих организаций, выставляющих жильцам счета наобум – в расчете, что не разберутся и заплатят; во-вторых, в некомпетентности ответственных за сферу чиновников, не понимающих смысла нормативно-правовых актов и не способных четко организовать их исполнение на территории области; в-третьих, в коррупции; и в-четвертых, в низкой квалификации судей, из-за чего они оказываются плохими арбитрами в возникающих спорах. Из этих причин складывается и судьба Правил №354. Приостанавливать их действие, может, и не стоит – достаточно прояснить, о чем «СК» уже писал, что услуга есть там, где есть инженерные системы, а где их нет, там нет и услуги, нет и оплаты за нее. Как это и записано в Правилах.

Василий Мельник