С началом 2013 года у ульяновских предпринимателей резко осложнилась жизнь.

Запрет на продажу пива в киосках, закрытие необорудованных рынков и одновременное повышение взносов в Пенсионный фонд РФ поставили малый бизнес на грань выживания. Многие уже заявили о сворачивании своей деятельности. В чем найдут себе применение сотни, пожалуй, наиболее деятельных и инициативных людей, а также те, кто на них работал, пока неизвестно.

На наших глазах заканчивается эпоха ларьков. Очередным ударом по мелкорозничной торговле стал вступивший с 1 января 2013 года запрет на продажу пива в нестационарных торговых объектах. По словам предпринимателей, до настоящего времени у киосков было два основных источника доходов – пиво и сигареты. Более 70 процентов продаж приходилось именно на эти товары.

Однако с 1 июля прошлого года, когда вступила в силу первая часть ограничений – на ночную продажу пива и любых напитков крепче пяти градусов, – эта экономическая модель начала рушиться. Как рассказал предприниматель Евгений Михайлов (владеет несколькими киосками в Ульяновске), за последние месяцы пришлось полностью перестроить свой бизнес: вложиться в строительство стационарного торгового павильона, а старые киоски попросту позакрывать, оставив девять человек без работы. «Сейчас малый торговый бизнес подвергается такому мощному прессингу со стороны чиновников и правоохранительных структур, что давление бандитов в 90-е годы выглядит детским лепетом. Те хоть были заинтересованы в том, чтобы киоск работал, принося «крыше» прибыль.

Нынешние власти добиваются одного – нашей ликвидации».

Кроме пивной, у киосков – жесткая никотиновая зависимость. По данным компании AC Nielsen, 38 процентов продаж в них приходится на сигареты, при этом половина продаж всей табачной продукции а это более 6 миллиардов долларов в год – идет через мелкую розницу.

В настоящее время в Госдуме рассматривается антитабачный закон, предусматривающий запрет на продажу сигарет в киосках. Причем его вступление в силу планируется перенести с 2016-го на 1 января 2014 года. Это еще раз подтверждает, что власти по отношению к ларькам настроены серьезно.

По оценкам горадминистрации, из-за полного запрета на торговлю пивом киосками только в Ульяновске могут лишиться работы порядка четырех тысяч человек. Как отметил директор городского Центра занятости населения Валерий Кранцев, на биржах труда ждут наплыва вчерашних киоскеров к концу января – началу февраля, когда предприниматели подведут первые итоги своей деятельности в новых условиях и примут решение о прекращении торговли. Учитывая, что продавцы ларьков в массе своей являются низкоквалифицированными работниками или людьми предпенсионного возраста, найти себе новую работу с достойным заработком им будет непросто.

Новые безработные могли бы найти себе применение на рынках, однако с 1 января 2013 года их работа также сильно зарегламентирована. В частности, вступил в силу полный запрет на уличную торговлю. Реализовывать товары отныне можно исключительно в капитальных постройках. Далеко не все рынки успели к этому подготовиться, поэтому без работы остались тысячи предпринимателей и продавцов.

Местные власти, боясь дальнейшего роста безработицы и социального напряжения, призывают предпринимателей не прекращать работу, а перепрофилировать свои киоски под торговлю молочной, овощной продукцией, хлебом, сувенирами и тому подобным. Однако на это решаются единицы. Большинство владельцев киосков заверяют, что продажа продуктов питания в мелкорозничном формате сейчас нерентабельна: торговать по низким ценам невыгодно из-за высоких тарифов и налогов, а дорого – значит, заведомо проиграть конкуренцию торговым сетям, которые могут сдерживать цены за счет закупок товаров большими партиями. То, что в системе доходов небольших магазинов и киосков заменить пиво и сигареты нечем, признают даже регуляторы рынка. На одном из совещаний глава города Марина Беспалова в качестве решения проблемы киосков предложила сформировать список из имеющихся и будущих нежилых помещений на первых этажах жилых домов, с тем, чтобы бизнесмены могли их выкупать. И впрямь, с введением все новых запретов на продажу алкоголя весьма востребованными становятся услуги предприятий общепита (на них ограничения не распространяются). По большей части – доступные рюмочные и распивочные. Едва ли жителей дома буду рады иметь у себя под боком такое «предприятие».

Запрет продажи пива и сигарет становится ощутимым и для потребителей, которые за многие годы привыкли к удобному размещению киосков по принципу их «шаговой доступности». Чиновники объясняют свои решения необходимостью оградить население от бесконтрольного распития пива, однако очевидно (и это подтверждается статистикой), что люди пить меньше не стали, просто объемы продаж увеличились в торговых сетях.

Представители малого бизнеса уверены, что новые требования к торговле нарушают сразу несколько законов, в том числе «О защите конкуренции», «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…».

– Мы против алкоголизации населения, но мы за то, чтобы закон был одинаковым для всех, – рассказал предприниматель Дмитрий Ключников. – Торговые центры росли, как грибы после дождя, и продолжают расти, набрали дорогих кредитов, почему мы должны за это расплачиваться? Пусть правила будут одинаковыми, если запрет, то для всех, если налог, то справедливый.

2013 год для малого бизнеса принес еще одну неприятность – с 1 января размер взносов в Пенсионный фонд с малых предприятий повысился с 16 до 36 тысяч рублей в год.

Вадим Пилюков