Страсти о тарифах на жилищно-коммунальные услуги продолжают накаляться, масло в этот костер регулярно подливается на разных административных и территориальных уровнях, но есть стойкое ощущение, что все разбивается о некую невидимую стену, подобно волнам о скалы. Главные фигуры остаются вне скандалов и шума.

Тарифы, кажется, взорвут скоро уже всю страну. Между тем у них есть вполне конкретные имена и фамилии, то есть те, кто раскручивает весь этот маховик. Одна из ключевых структур процесса Федеральная служба по тарифам, а одна из ключевых фигур в ней ее глава Сергей Новиков. Кто он такой, откуда и с чьей помощью пришел, какие цели может преследовать и чьи интересы отстаивать? Вопрос, в чьих интересах, как известно, всегда и везде самый главный.

Впервые имя Сергея Новикова встретилось мне в тот период, когда Сергей Кириенко стал полпредом президента в Приволжском федеральном округе. Новиков был его заместителем и состоял в полпредстве почти до его ухода.

В 2004 году в карьере Кириенко наметился курс на взлет. Дорабатывая перед повышением и, вероятно, уже зная, где окажется, он заблаговременно начал рассаживать своих людей на хлебные и очень полезные для определенного круга лиц должности. Так Сергей Новиков оказался во главе ФСТ.

Выгодоприобретателем этого назначения стал, во-первых, сам Кириенко, занявший пост главы Росатома, энергетической структуры, активно торгующей электричеством и теплом. В плане продвижения Новикова в ФСТ Кириенко работал и на своего давнего шефа по Союзу правых сил, крестного отца российской приватизации и РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса. Полагать, что Чубайс создал эту монополию, сгреб в нее все бывшие общенародной собственностью энергоактивы, обеспечил их переход в частные руки, отряхнул свои руки и ушел, наивно. Как не бывает бывших чекистов, так не бывает и бывших олигархов, и я думаю, что, не владея в энергетике ничем конкретно, он контролирует в той или иной мере в ней все.

Рад был появлению Сергея Новикова во главе Службы по тарифам и соратник Чубайса по сгребанию активов Владимир Аветисян, получивший на кормление регионы Поволжья, включая Ульяновскую область. Не мог не приветствовать продвижение протеже Кириенко и лидер Самарской группы «СОК» Юрий Качмазов, тесно сблизившийся с Сергеем Владиленовичем в пору его работы полпредом. Вместе они занимались не только экономикой, но и делали политику. Курируя губернаторские выборы, в частности, в нашей области в 2004 году, выбили из числа претендентов генерала Владимира Шаманова и других кандидатов, которых считали для себя неудобными. И есть основания полагать, что связи Кириенко и группы «СОК» сохранились до сих пор. И активно работают. Например, на атомных объектах Димитровграда, для которых Кириенко выбивает федеральное финансирование, а представители СОКа контролируют эти денежные потоки.

Возглавив ФСТ, Сергей Новиков начал энергично отрабатывать оказанное ему доверие. Иными словами, повышать тарифы, неуклонно повышая при этом и барыши энергобаронов. Называется это, правда, ограничением роста тарифов, но название – не больше, чем иезуитская фигура речи. Перед началом каж дого нового года ФСТ объявляет процент, выше которого тарифы «не могут расти». На старте работы Новикова руководителем службы это было до 25 процентов. Заинтересованные структуры понимали сигнал ФСТ правильно и на указанный процент тарифы и повышали. Сумасшедших ослушаться и повысить меньше или вообще не повысить не находилось.

Чиновники на местах, ответственные за установление нормативов и тарифов, брали под козырек и бодро исполняли распоряжение главы ФСТ. При этом и речи не было о расчете себестоимости продукции или экономическом обосновании роста цен на нее. Цифры, как подозревают, ФСТ предлагают хозяева энергетики, которые и получают от повышений основной навар. ФСТ с кем-то перешепчутся на предмет, а не вызовет ли такое «ограничение» социальную напряженность или, упаси Бог, взрыв, и если решают, что все обойдется, оставляют процент «от энергетиков», в случае же сомнений снижают его до довзрывного уровня. Таким образом за восемь лет при Новикове повышения тарифов «от балды» дали их общий рост в трипять раз. Происходит это все под постоянный аккомпанемент недоуменных голосов: «Почему же они все-таки растут?». Вот потому.

И можно лишь умозрительно рассуждать, на сколько сотен миллиардов стало больше у энергохолдингов, на сколько миллиардов стали богаче Кириенко, Качмазов, Чубайс, Аветисян, Новиков и те, кто выше их, если таковые есть, и те, кто ниже, но относятся к этой условной группе бенефициариев (то же, что и выгодоприобретатели) тарифной гонки. Мощь группы, похоже, не настолько мала, как может показаться на первый взгляд, что видно хотя бы по тому, что попытки президента умерить ее аппетиты большим успехом пока не увенчались. И Новиков в своем кресле пока непоколебим.
Сергей Поленов