Власть заговорила о схеме ремонта дорог на следующий год. И губернатор, и Якунин на аппаратках периодически акцентируют внимание на необходимости ее изменения. Уже идет речь о том же алгоритме, что и с ЖКХ: существенно усилить муниципальные структуры и вернуть им основной объем работ. При этом городские профильные структуры находятся на грани банкротства, а закупленная техника (похоже) поставлена на баланс самого муниципалитета. И каких-то конкретных движений в этом направлении, увы, не видно. С другой стороны. Вчера на сайте ЗСО появился краткий итог заседания комитета по промышленности, энергетике, строительству, транспорту и дорожному хозяйству, которое провела председатель комитета Алсу Садретдинова. На повестке стояла ни много ни мало «программа развития дорожной сети до 2018 года». Судя по итогам заседания, ничего принципиально нового, похоже, власть нам не предложит. И это тревожит. Итак.

Предложен «комплекс мер, которые уже разработаны в Правительстве Ульяновской области» (со слов Тюрина):

1. «необходимо ускорить процедуру заключения контрактов, для чего до 1 декабря должен быть утвержден перечень дорог, подлежащих ремонту в 2014 году, и проектно-сметная документация на планируемые работы. Это позволит заключить контракты уже в марте. В техническом задании обязательным условием станет наличие графика производства работ, а за его срыв будут предусмотрены значительные штрафные санкции».

    2. «подрядные организации должны наращивать производственную базу, так как в сравнении с 2011 годом объемы ремонтных работ увеличились в пять раз».

3. «При подписании актов выполненных работ будет продолжена практика привлечения общественности, которая дополнит лабораторный контроль. Для того, чтобы совокупная оценка стала более объективной, будут разработаны стандарты выполнения разных видов ремонтных работ».

4. В Ульяновске «при потребности в 300 млн. рублей на содержание дорог заложено всего 180 млн». То есть денег мало.

5. Уже Алсу Садретдинова «рекомендовала Министерству промышленности и транспорта провести ревизию дорожной сети и составить дефектную ведомость, чтобы основываясь на реальной ситуации подготовить комплексную программу по развитию дорожного строительства до 2018 года».

6. Она же «рассказала, что на правительственной комиссии по снижению неэффективных бюджетных расходов было предложено запретить выплаты авансовых платежей подрядным организациям – это позволит исключить появление на торгах фирм-однодневок без производственной базы».

Во-первых, смущает лексика, за которую Тюрина на аппаратке вчера уже критиковал и Якунин: «необходимо ускорить», «должен быть утвержден», «должны наращивать»… То есть может в итоге и не «ускорим», и не «утвердим», и не «нарастим». То есть сеанс поэзии такой от исполнительной власти.

Главное, по тезисам. Безусловно здраво и то, что сроки планирования ежегодного ремонта, наконец, сдвинутся. И особенно то, что наконец-то «будут разработаны стандарты выполнения разных видов ремонтных работ». Делаем простейший вывод, что пока ремонт шел вообще без какого-то стандарта? Непонятно, почему всего этого не было сделано много лет назад: вопросы стояли еще и при Пинкове (из того что помню), скорее всего и ранее. В конце концов асфальт, который сыпят в осенние ульяновские лужи, оброс уже и фольклором.

А вот все остальное похоже уже на доски «провинившегося подрядчика», что и сейчас украшают многие дома в центре города. Настолько же бессмысленно, насколько имеет целью пустопорожний пиар.

Здесь и отеческое пожелание подрядчикам: «ну нарастите, наконец, уже производственную базу», и привлечение общественности в качестве дополнения лабораторного контроля (никак не могу представить себе этот механизм – процент содержания песка в асфальте что ли покажут?). И вишенкой на торте очередное сетование на недостаток денег. Может я что-то недопонял в бюджетных потоках муниципального и областного уровней, но насколько помню, на позапрошлой аппаратке губернатор распекал в том числе за неосвоенные средства.

Касаемо предложений и пожеланий от Комитета ЗСО.

Ревизия состояния дорожной сети, конечно, необходима. Здесь то же самое, что и со стандартами. Которых, как вдруг оказалось, просто не было и нет. Ремонтировали как понравится, где решат и без особенного плана. Весной голову почешут – вспомнят какие-то дороги и вперед: к осени, глядишь, созреет и асфальт.

Насчет запрета выплаты авансов я, честное слово, недопонял. О прекращении этой практики мэр и губернатор говорят с начала года на каждом профильном совещании. Причем как о нешуточном достижении. А ЗСО на своем комитете еще только это предложило? То ли разные миры и дороги, то ли ветви власти особенно друг с другом не общаются.

 

Простые выводы:

Чувство, что люди только начинают работать. Создавать нормативы и стандарты, разрабатывать план. С одной стороны: вроде хорошо. А с другой: а где вы все это время были?

В общем-то подтверждается наша старая догадка: сегодня реально работающей схемы ремонта просто нет. Весной решили – раздали деньги подрядчикам на торгах, тяп-ляп, вроде готово. Подрядчики – непонятного разнокалиберного профиля, по фактическому весу и ответственности – однодневки. Например, директор ООО СКМ (контора с уставным капиталом в 10 тысяч получила подряд на 300 миллионов), о которых говорил губернатор, а я писал ранее, в Самаре занимается отловом бродячих собак. Проблема понятна. Но главное: не предложено никаких реальных действий, чтобы это изменить. Запретили авансы? Так вот он результат текущего года. Торги ранее объявлять – ну (надеюсь) хоть асфальт не будут в осенние лужи истерично заваливать. «Пожелание к подрядчикам нарастить базу»? Детский лепет. Общественность привлечь? Ага. Привлечена уже по уши — и такими темпами привлечется скоро в формате погромче марриоттов — накипело. Что вы от нас здесь хотите? Пальцем указать где дыра? Уже столько указано. Как общественность может дополнить лабораторный контроль? И что это за контроль опять же, его кто-то видел в реальной, а не формальной работе? Как кидали (как вдруг выяснилось) без нормативов, так и кидают. А после заявленной тем же Тюриным необходимости привлекать новосибирцев, все совсем становится понятно. Общественность уже специалистом стала — почитайте и наши расклады, и Алексея Марьина, и Иблиса, и Улград.

 

Все более становится понятно одно: структуру ремонта нужно менять корренным образом. Время возвращать ремонт государству, региону, муниципалитету. Кому-то, кто понесет  прямую ответственность. Тем более, что техники закупили много (кстати я так и не понял, по какой схеме в текущем сезоне отработала она?). Пинков в свое время говорил о городском асфальтовом заводе. Необходим цикл «под ключ», за который будут отвечать конкретные люди. Риски здесь становятся уже политическими. Если асфальт снова смоет весной, я и сам уже палатку поставлю. А то так и будут планы рисовать и отдавать их подрядчикам, подрабатывающим шариковыми.