В Ульяновске, в помещении креативного пространства «Квартал» (улица Ленина, 78), открылась выставка «Про отходы». Она будет работать до 8 декабря.
В каком-то американском фильме инопланетяне прилетают на Землю, чтобы спасти ее… от человечества. Только истребив людей, решили они, можно спасти жизнь на этой планете, растительную и животную. В конце фильма героиня убеждает представителя иной цивилизации, что мы не такие уж безнадежные и перед лицом катастрофы способны измениться. Только фильм не объясняет, почему человеку обязательно надо уготовить себе катастрофу, чтобы начать меняться.
Все это имеет отношение и к мусору, который производит человечество. Оказывается, около 90 процентов добытых ресурсов сразу же становятся отходами. То есть к.п.д. человечества меньше, чем у паровоза. И чтобы поддерживать текущий уровень потребления, нам нужно еще пять-шесть таких планет, как Земля. Но она у нас, как известно, одна. И как по-хамски люди к ней относятся, тоже известно. Хотя не везде: кое-где люди все же поддаются экологическому просвещению. В некоторых странах понимают разницу между мусором и отходами, и раздельный сбор отходов стал там общепринятой моделью поведения. Экологические лидеры – Швеция, Дания, Швейцария, Германия, Бельгия, Норвегия, Австрия и Голландия: там вторичной переработке подвергается от 30 до 50 процентов отходов.
России тут похвастать нечем: у нас перерабатывают не более двух процентов отходов. И, похоже, развалена даже та система утилизации вторсырья, которая была при Советском Союзе. На днях скрепя сердце выбросил в мусоропровод пакет со стеклопосудой, зная, что на свалке это стекло будет разлагаться в течение тысячи лет. Но последний пункт приема стеклопосуды в северной части города, где я живу, закрылся года два назад, и никакой альтернативы не предложено. Сбором оборотной тары в России занимается только «Балтика», остальные производители пива от этого отказались. (А вот в Англии я видел специально оборудованные места для утилизации бутылочного стекла: там стоят три контейнера – отдельно для белого стекла, зеленого и коричневого.)
Непонятно также, куда девать макулатуру: пунктов приема поблизости тоже не осталось, а школьники почему-то ее больше не собирают. Я готов не продать, а отдать вторсырье, но – некому. На сайте punktpriema.ru вы можете найти ближайшие к вам пункты приема вторсырья, которых в городе не больше десятка, но для моего микрорайона информация на сайте оказалась недостоверной. Макулатуру закупают частники, но в больших объемах: на сайте «Из рук в руки» предлагают купить макулатуру, но – от 1 тонны.
Что характерно, на открытии выставки «Про отходы» и на состоявшемся затем «круглом столе» по теме утилизации отходов никого из представителей городской власти не было. А ведь это муниципалитет отвечает за систему сбора вторсырья. Координатор коалиции «PRO Отходы» Мария Белоус из Москвы рассказала о некоторых положительных примерах обращения с отходами в российских городах, но примеры эти пока немногочисленны и даже не всегда успешны, потому что выясняется, что зачастую централизованно собранные отходы потом некуда девать. Из положительных примеров – экомобиль в Санкт-Петербурге, который движется по графику и собирает отходы у населения; сбор использованных батареек в супермаркетах сети Media Markt, которая за свой счет транспортирует их в Челябинск (там находится единственное в стране предприятие по их переработке).
«Круглый стол» был немного похож на попытку отчета представителей некоторых частных компаний о своих достижениях и социальной ответственности. Но достижения оказалось перечислить труднее, чем проблемы, которые на виду: у бизнеса нет экономической мотивации заниматься сбором от-‘ ходов из-за низких закупочных цен на сырье, особенно после кризиса; рециклинг как отрасль требует длинных инвестиций; низкое экологическое сознание граждан, которые бросают в контейнеры для раздельных отходов любой мусор; пресса отказывается бесплатно рекламировать социальные акции по сбору вторсырья.
С вредными отходами (ртутные лампы, батарейки) в Ульяновске еще хуже: постановлением правительства организация их сбора возложена на муниципалитеты, те переложили эту работу на управляющие компании ЖКХ, которые ничего не делают. Хотя батарейка или энергосберегающая лампа, выброшенная в мусоропровод, – это преступление перед человечеством: они крайне токсичны, загрязняют тяжелыми металлами и ртутью почву и воду. В Ульяновске сбор отходов первого (высшего) класса опасности – это разовая акция, разовая в буквальном смысле: раз в год объявляют о работе экомобиля, который бесплатно возьмет у вас ртутную лампу или старый монитор. Нас заставляют покупать вредные и дорогие энергосберегающие лампы, но не хотят забрать их, когда они перегорают. Понятно, людям проще выбросить их в мусоропровод, чем ехать куда-то к черту на кулички и еще платить за утилизацию. И мы удивляемся, откуда у нас такой рост онкозаболеваний.
Специалисты возлагают надежды на закон, который вскоре должна принять Госдума. Это так называемый закон об упаковке, который должен будет ввести залоговую стоимость на товары, подлежащие утилизации: расходы на переработку войдут в стоимость товара, той же ртутной лампы, а федеральные и региональные операторы должны будут на эти деньги обеспечивать процесс рециклинга. «Надеемся, что это не будет очередной коррупционной схемой», – сказал один из участников «круглого стола».
Собственно о выставке «Про отходы»: она представляет собой около 80 плакатов на тему отходов и их утилизации. Их авторы -победители конкурса социальной рекламы, проведенного в 2011 году коалицией «PRO Отходы» по гранту департамента ЖКХ Москвы. Она очень информативна, это прекрасный просветительский проект, который заставляет о многом задуматься. Тем более сама жизнь подбрасывает новости: например, сегодня красивый Мадрид, ежедневно производящий 4000 тонн!» отходов, превратился в отхожее место, потому что забастовали мусорщики.
Выставка посетит десять городов. В Ульяновске она – до 8 декабря. Сюда, кстати, можно принести отработанные батарейки.

Знаете ли вы, что:
– при изготовлении одного компьютера остается 1,5 тонны отходов;
– полиэтиленовый пакет используется в среднем 20 минут, а разлагается за 100-400 лет;
– городской житель в среднем производит около 300 кг отходов в год;
– в России ежегодно выбрасывается 40 млн т бытовых отходов (то есть отходов жилого сектора), а всего на свалки поступает 4,5 млрд т мусора в год;
– под свалки в России занято 100 тыс. га – это площадь Санкт-Петербурга, покрытого 30-метровым слоем мусора;
– один житель города выбрасывает в среднем 150 к бумаги, на производство которой уйдет одно дерево и около двух тонн воды