Знаменитый телеведущий, автор передачи «В мире животных» Николай Дроздов как-то раз сказал об Ульяновской области: «А какой смысл к вам ехать?

Средняя полоса, скука». А молодые ученые Ульяновска так не думают и в последние несколько лет ежегодно, по нескольку раз в год, устраивают исследовательские экспедиции, походы, вылазки. Их любопытство и настойчивость всегда вознаграждаются – будь то подтверждение ранее известного факта, обнаружение редких видов растений и животных или удачная фотография.

В мае «СК» сообщал о том, что группа ученых отправилась в сплав по Свияге. Как рассказал нам руководитель экспедиции орнитолог Михаил Корепов, сплав оказался более трудным, чем предполагалось. Путешественники знали о плотинах в черте Ульяновска, но никто не ожидал, что много естественных завалов есть и в верхнем течении реки. За день приходилось разбирать по 10-15 завалов: дорогу байдаркам преграждали сбившиеся бревна, ветки и сучья, а между ними – целые склады пластиковых и стеклянных бутылок, обрывков упаковки. Свияга протекает через большое количество населенных пунктов, и этот факт показал, насколько пренебрежительно относятся к месту своей жизни и сами люди. По следам зубов на некоторых бревнах было ясно, что здесь потрудились бобры – ученым встречались и норы зверьков, и сами животные.

Один бобр попался им буквально перед Ульяновском: он настолько не ожидал увидеть людей, что со свистом и грохотом плюхнулся в воду. Зато его сородич, живущий на Свияге в границах 19-го микрорайона, к путешественникам отнесся спокойно и продолжал грызть ветку, пока те не подплыли к нему слишком близко.

Река при всей ее красоте и живописности прибрежных ландшафтов произвела на ученых удручающее впечатление именно из-за обилия бытового мусора. Показатели, полученные в лаборатории УлГУ при изучении состава свияжской воды, были ожидаемы: в верхнем и нижнем течении результаты получше, а в черте Ульяновска указали на шестой-седьмой классы загрязненности (грязнее только сточные воды). Конечно, Свияга требует более береж-ного отношения и очистки хотя бы сточных вод, стекающих в нее из коллекторов, выразил мнение коллег Корепов.

Ученые рассчитывали на встречу с редкими видами животных и растений, и их ожидания сбылись. Орнитолог Корепов насчитал кроме прочих десять видов редких птиц из Красной книги Ульяновской области, в том числе четыре вида из Красной книги РФ: орлан-белохвост, солнечный орел, малая крачка и кулик-сорока. Причем если на Суре на 200 километров пути два года назад он насчитал 200 особей кулика-сороки, то на Свияге редкие птицы попались по одной – в лучшем случае по две пары. Ихтиолог обнаружил два редких вида рыб – это голавль и русская быстрянка (последняя занесена в Красную книгу РФ).

Ботаник Даниил Фролов отметил семь краснокнижных растений, в том числе ятрышник шлемовидный. Ему удалось обнаружить новую точку его произрастания на территории Ульяновской области и застать в краткий период цветения. Более мелкие находки – пауки и насекомые – требуют тщательного исследования в лаборатории. Энтомолог Алексей Прозоров с уверенностью называет редкую бабочку-поликсену.

С 10 по 14 июня Корепов с группой студентов побывал в Сурском федеральном энтомологическом заказнике имени Сергея Бутурлина.

Здесь произошел казус: ехали в связи с проектом Краеведческого музея «Журавлиный край», но ни одного журавля не встретили. Корепов рассказал, что в это время журавли ведут себя очень скрытно и даже не перекликаются. Дело в том, что их птенцы уже покинули гнезда, но еще не встали на крыло, и родители их оберегают. А с середины июля вплоть до сентября молодежь вместе со взрослыми птицами будет летать на поля, на кормежку – и обратно на болота, на ночлег. «Журавлей по осени считают», – смеется Михаил. Тем не менее поездка прошла не зря: исходив около 50 километров, орнитологи насчитали более 80 видов птиц. Впервые было зафиксировано гнездо с птенцами трехпалого дятла – эту птицу и раньше встречали, но считанные разы, а найти гнездо в дупле не удавалось никому, поскольку обитает она в таежных лесах. А в Сурском районе как раз сохранился редкий для нашего региона «таежный» уголок. Сначала ученые услышали крик птенцов, а затем – взрослых особей, сделали фотографию гнезда.

По мнению Корепова, фотоанималистика это дело очень деликатное, требующее не только владения фотоаппаратом, но и знания повадок птиц и животных. Хотя птицы некоторых видов позволяют подойти довольно близко, многие из-за человеческого любопытства бросают гнезда, даже если в них остаются яйца или птенцы. Михаил рассказал, как ему удалось провести фото- и видеосъемку на гнезде солнечного орла так, что пара не заподозрила присутствия человека поблизости. Подходящее для фотоохоты гнездо нашли загодя, в ноябре.

Обычно гнезда этих птиц располагаются на вершинах самых высоких сосен, и подобраться к ним практически невозможно. Это находилось на вершине высохшей сосны, растущей на склоне. Михаил с «сообщником» загодя соорудил неподалеку скрадок: каркас, в котором можно было удобно спрятаться, засыпали природным мусором. Пробрались в него ночью, а с рассветом принялись за съемку. В скрадке они провели весь день, чтобы внезапным появлением не спугнуть птиц. А орлы занимались привычными делами: обновили гнездо свежими прутиками, пытались отломать мешающую ветку сосны, спаривались, отдыхали. Ночью, когда птицы не могли их увидеть, люди, наконец, покинули скрадок.

– Мы относимся к птицам с максимальным уважением, – говорит Михаил. – Для нас главное – не навредить. Снимок, который привел к тому, что птицы покинули привычное место, не может радовать.

Анна Школьная