Саморегулируемая организация «Симбирский дом» доказала, что Министерством экономического развития Ульяновской области были установлены заниженные нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН). Таким образом, существенно ущемлялись права управляющих организаций.
Высший судебный орган страны отклонил обе жалобы регионального Минэкономразвития и оставил в силе решения Ульяновского областного суда. По заявлению некоммерческого партнерства СРО «Симбирский дом» были признаны недействующими приказы Министерства экономического развития Ульяновской области №06-265 от 17 августа 2012 г. и №06-243 от 27 июня 2013 г. В первом случае были отменены нормативы потребления на ОДН по электроснабжению, во втором – на ХВС и ГВС.
Решение об отмене нормативов потребления на ОДН по электроснабжению Верховный суд РФ вынес 21 мая 2014 года, по ГВС и ХВС – 4 июня 2014 года. В обоих случаях Верховный суд внес уточнения и признал приказы регионального Минэкономразвития недействующими со дня вступления решения в законную силу.
– Это абсурдная ситуация, когда по нормативу платить дешевле, чем по счетчику, такого не должно быть, иначе собственникам не выгодно устанавливать приборы учета, а лучше сломать их, – комментирует директор НП СРО «Симбирский дом» Григорий НИКОЛАЕВ. – Кроме того, неправильно рассчитанные нормативы ведут к банкротству управляющих организаций. Поставщики коммунальных ресурсов выставляют УК счет по показанию общедомового прибора учета, а с собственников собирается меньшая сумма – по нормативам, что влечет образование долга компании перед ресурсниками. В связи с полученными убытками в результате установления неверно рассчитанных нормативов потребления управляющие организации вправе обратиться в Арбитражный суд к Министерству экономического развития Ульяновской области с исковыми заявлениями о взыскании данных убытков.
Сейчас в Ульяновске никаких нормативов ОДН вообще нет. Однако в скором времени Министерство экономического развития рассчитает новые, и они, скорее всего, будут выше, чем отмененные. Однако предварительно необходимо уточнить исходные данные. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что при утверждении нормативов Министерство использовало недостоверные сведения о площадях жилых домов.
Контакт-центр при Главе города Ульяновска встал на защиту интересов собственников и в суде доказывает, что начисления за коммунальные услуги на общедомовые нужды в период отсутствия нормативов на ОДН начисляться вообще не должны. Об этом директор Контакт-центра, депутат Ульяновской Городской Думы Илья НОЖЕЧКИН заявил 2 июля на «круглом столе», прошедшем в Засвияжском районе в рамках проекта «Управдом» партии «Единая Россия».
Что это вообще?
До 1 сентября 2012 года, когда появилось понятие «общедомовые нужды» с вступлением в силу Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ №354, мы об этом даже и не подозревали. Но сразу ощутили, что это нечто серьезное и дорогое, если судить по (суммам в платежках. Хотя само название «общедомовые нужды» иначе как в кавычках и писать не хочется. Управляющие компании нам сразу пояснили, что это вовсе не то, чем называется…
Когда жители Ульяновска увидели, что за воду на помывку подъезда и за лампочку в нем же с них берут больше, чем они тратят в собственной квартире, они возмутились. Но им разъяснили, что «общедомовые нужды» это вовсе не то, что общедомовые нужды. Плата за ОДН – это не плата за коммунальные ресурсы, истраченные на общедомовую собственность. Например, в подъезде ни у кого не стояли унитазы, но плату за ОДН на канализацию тем не менее начисляли.
И хотя авторы закона в Правительстве РФ пытались пояснить, что ОДН задумывались именно как расходы коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, на местах в регионах их не услышали. Так, «общедомовые нужды» стали разницей между показаниями общедомового счетчика и суммой показаний поквартирных приборов учета. И разница эта тем больше, чем больше потери в доме, включая магниты на счетчиках, утечки, несанкционированное подключение и прочее, что, согласитесь, язык не поворачивается назвать домовыми нуждами, скорее уж его проблемами.
Ограничились нормативом
Когда власти увидели, что их нововведение привело к неконтролируемому росту платежей за услуги ЖКХ, вместо того, чтобы отменить, плату за ОДН решили ограничить. С 1 июня 2013 года в Правила предоставления коммунальных услуг внесли изменения – пункт 44. Решили, что объем коммунального ресурса (холодное и горячее водоснабжение, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды, не может превышать объем такого коммунального ресурса, рассчитанного исходя из норматива. Отметим, впрочем, что данное правило не относится к тем домам, которые перешли на так называемое «непосредственное управление». Собственно непосредственное управление от обычного только тем и отличается, что управляющая компания начисляет жильцам дома всю плату за ОДН без ограничения нормативом.
Нормативы рассчитывало и устанавливало Министерство экономики и планирования (ныне – экономического развития) Ульяновской области. Можно предположить, что специалисты Министерства руководствовались благими намерениями, устанавливая заниженные нормативы с тем, чтобы уменьшить размер платы населения за услуги ЖКХ. Однако это привело к тому, что управляющие организации собирали с жителей денег меньше, чем с них требовали заплатить за свои услуги ресурсники. А так как других средств, кроме тех, что платят собственники помещений дома в управляющих организациях нет, у них начал образовываться и расти долг перед энергетиками. Все это неминуемо привело бы к банкротству абсолютного большинства УК, ТСЖ и ЖСК города, что, собственно, означало бы в буквальном смысле коллапс жилищной сферы Ульяновска.
Сначала Ульяновский областной, а затем и Верховный суд РФ отменили заниженные нормативы потребления на ОДН. К слову, наш регион оказался не единственным в такой ситуации. Например, в Челябинской области по решению Челябинского областного суда также отменены нормативы на электрическую энергию на ОДН.
Ограничения сняли, что же дальше?
В настоящее время в Ульяновске нормативов ОДН нет никаких ни на электроэнергию, ни на ГВС и ХВС. То есть, и ограничений тоже нет, до тех пор, пока не будут утверждены новые нормативы. Как в этот период неразберихи поведут себя управляющие организации – вот главный вопрос! Понятно, что те долги, которые образовались из-за неверно рассчитанных нормативов надо погашать, но за счет кого? Один вариант, что управляющие организации подадут в суд на Министерство экономического развития, по вине которого у них образовались долги, и потребуют компенсацию с него. Но второй вариант, что поступят, как всегда у нас, назначив крайним население, просто сделают перерасчет за прошлые месяцы и соберут недополученные деньги с жителей.
– Мы сейчас пытаемся доказать в Засвияжском районом суде, что при отсутствии нормативов плата за ОДН начисляться не должна, – сказал Илья НОЖЕЧКИН. – Это однозначно работает для домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета. Неначисление платы за ОДН при отсутствии нормативов в домах, где приборы учета есть, – лишь небольшая надежда, которую мы пытаемся воплотить в жизнь в одном из судебных разбирательств. При этом большинство управляющих организаций пребывает в раздумьях – с какой же даты начислять ОДН без учета норматива: кто-то принял решение начислять с июня, ориентируясь на вступление в силу решения Верховного суда, кто-то – с февраля, ориентируясь на решение Ульяновского областного суда.
С 1 июля 2014 года у нас уже выросли тарифы на коммунальные услуги, если к этому прибавится еще и перерасчет по ОДН за прошлые месяцы… Стоит напомнить, что Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации накануне повышения тарифов направило письмо в адрес губернаторов, где подчеркивается их ответственность за соблюдение утвержденных ранее индексов роста коммунальных платежей.
В своем письме Минстрой РФ обращает внимание региональных властей на необходимость четкого соблюдения ограничений по росту платежей, предусмотренных распоряжением Правительства «Об утверждении индексов изменения размера платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Федерации на 2014-2018 годы», и процедуры повышения, предусмотренной постановлением «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации». Как мы уже писали в прошлых номерах «Управдома», Правительством РФ утверждены значения индексов, которые должны находиться на уровне инфляции минус 30%, в этом году для Ульяновской области это 4,6%.