Проблема оплаты ОДН то возникает, то угасает, но не исчезает.

Почему она нас так «цепляет»?

Потому что откровенно и неприкрыто нагло, безнаказанно и, смею утверждать, при скрытом покровительстве исполнительной власти и надзорных органов, при безучастном и безропотном отношении депутатов в течение ряда лет обираются многие тысячи собственников жилья.

Как это удается управляющим организациям (УО) и/или ресурсоснабжающим организациям – ресурсникам, покажем на примере холодного и горячего водоснабжения на общедомовые нужды (ОДН) многоквартирного дома (МКД). При этом будем использовать в качестве аргументов исключительно положения Правил предоставления услуг (№354 от 6.05.2011г.), никак не интерпретируя и не истолковывая их в чью-либо пользу.

Правила справедливо говорят: собственники должны содержать помещения общего пользования, вернее – помещения, входящие в состав общего имущества (межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещения охраны), то есть проводить влажную уборку названных помещений, а также лифтовых площадок и кабин; влажную протирку подоконников, перил лестниц, дверей, мытье окон. Понятно, что для этого используется холодная и горячая вода – вода на общедомовые нужды. С этой целью те же Правила требуют от УО – исполнителя услуг – предоставления собственникам услуги по холодному и горячему водоснабжению именно помещений общего пользования. А это означает, что вода должна быть подана в эти помещения какимлибо способом и должна быть предоставлена техническая возможность ее непосредственного использования.

Иными словами, услуга по водоснабжению на общедомовые нужды считается предоставленной, если именно в помещениях общего пользования есть водопровод с водоразборными кранами (возможно, по СНиП при этом требуется иметь и сливное устройство – канализацию).

Тогда, и только тогда, можно взимать плату за реально предоставленную услугу, независимо от того, измеряется ли потребленный (и даже непотребленный) ресурс (вода) прибором учета или определяется нормативом потребления на ОДН.

Вот здесь и наступает момент истины, который заключается в том, что в огромном большинстве МКД услуга по водоснабжению на общедомовые нужды, как она трактуется «Правилами» (законом), не предоставляется, то есть ресурс физически не может быть использован и фактически не используется на ОДН.

И это не вина УО, потому что проектами водоснабжения МКД не предусмотрена водопроводная сеть на лестничных клетках и в тамбурах, и никому в голову не приходит тратиться на сооружение этих сетей, тем более – в давно заселенных домах. Преступная вина УО и ресурсников состоит в том, что они мошенническим путем (то есть путем обмана и злоупотребления доверием) принудительно взимают с нас, собственников жилья, плату за непредоставленную услугу и непотребленный ресурс, то есть по существу – только за аббревиатуру «ОДН». Взимание платы в этом случае противозаконно, независимо от того, исчисляется ли эта плата по нормативу потребления или из показаний общедомового прибора учета.

При расчете платы за ОДН по нормативу УО и ресурсники прикрывают свой произвол фразой из «Правил», придуманной в ведомстве г-на Медведева: норматив потребления учитывает нормативные технологические потери. Как ни печально, правоохранители из Главрегионнадзора, а вслед за ними – и прокуроры, оправдывают творимое УО беззаконие тем же самым мотивом, не утруждая себя прочтением и объективным восприятием «Правил». Они упорно твердят: проверкой установлено – нарушений нет, не удосуживаясь и не желая проверить суть проблемы, то есть предоставлена ли услуга.

Да, такая фраза в «Правилах» существует. Но, во-первых, никто из названных выше не может и не хочет объяснить, что это такое- нормативные технологические потери (утечки-протечки – не в счет). Во-вторых, никто не знает, какую долю от норматива эти потери составляют. В-третьих, об оплате потерь как части норматива потребления есть смысл говорить лишь тогда, когда есть собственно потребление ресурса. Именно поэтому если в квартире нет водосчетчика, то в ваше отсутствие, подтвержденное документально, никакая плата, в том числе и за потери, не взимается.

А что меняется от установки общедомового водосчетчика (ОДПУ) в доме, где все еще воду для мытья подъезда берут из-под квартирных счетчиков. Ничего: коммунальная услуга водоснабжения мест общего пользования как не предоставлялась, так не предоставляется и после установки пресловутого ОДПУ. Но зато теперь поборы за те же непредоставленную услугу и непотребленный ресурс на общедомовые нужды как бы безоговорочно «узакониваются». И никто – ни УО и ресурсники, ни прокуроры и жилинспекторы – не хочет видеть словосочетание «предоставленная услуга», повторяющееся в каждом абзаце раздела «Правил», посвященного расчету платы и объемов ресурса на ОДН.

Вывод: в случае водоснабжения на ОДН прочный союз из деляг от УО (их понять можно) и тех, кто им покровительствует, нисколько не смущаясь, по существу утверждает: да, услуга по водоснабжению на ОДН не предоставляется; да, ресурс по этой причине не потребляется. Но все равно – заплатите.

Абсурд и беззаконие? Несомненно. Ответственные товарищи понимают это? Еще бы – не дебилы же там сидят.

Так почему же не пресекается очевидное беззаконие? Значит, есть интерес.

Кто бы занялся их интересами и этим интересным делом?

Конечно, каждый собственник, принявший изложенные доводы, вправе отказаться от оплаты непредоставленной услуги по водоснабжению для ОДН, известив об этом УО. Но таких энтузиастов, жизнь показывает, – единицы, и такой шаг сродни фиге в кармане. Нужны коллективные, цивилизованные процедурные действия, которые в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» и «Жилищным кодексом» позволят не оплачивать непредоставленные услуги (в нашем случае – и непотребленные ресурсы). Для этого следует выполнить следующее: 1. Решением совета дома создать комиссию: а) по проверке технической возможности потребления воды на ОДН, то есть наличия доступных водоразборных устройств за пределами жилых помещений; б) по проверке наличия нормативных технологических потерь на инженерно-технических системах (потери из-за нарушения ПТЭ и аварийные не учитываются); 2. Письменно пригласить для участия в работе комиссии представителя УО, а через УО представителя РСО. Их отказ зафиксировать протокольно. Полезно пригласить в комиссию представителя органа Госжилинспекции, депутата местного органа представительной власти.

3. Оформить актами соответствующего содержания результаты проверок.

4. Провести общее собрание собственников жилья дома для решения вопроса о способе оплаты непотребленных ресурсов на ОДН и о перерасчете платежей за непотребленные ресурсы, начиная с сентября 2012 года, когда придумка правительства начала реализовываться в извращенной форме.

5. В письменной форме довести до сведения УО решение общего собрания (в виде протокола).

6. Известить собственников о прекращении платежей за ресурс, по которому принято решение собрания.

А как быть, если в доме установлен ОДПУ?

Сложнее, но в принципе так же: если комиссионно установлено, что потребление воды для ОДН через водоразборные устройства невозможно в силу их отсутствия, а технологические потери не имеют места быть, то повторяется ситуация, описанная выше и дающая право на отказ от платы за воду на ОДН.

А ОДПУ? Он показывает избыток потребления против суммы показаний квартирных счетчиков и нормативных потреблений? Так ищите, господа хорошие из УО, намагниченные счетчики, обводки помимо счетчиков, выявляйте незарегистрированных жильцов и взыскивайте с них. Мы вам за это платим.

Если измерения квартирными счетчиками и ОДПУ выполнены корректно и расчеты произведены по законам метрологии с учетом погрешности приборов и неодновременности съема показаний, то небаланс может быть только в определенных пределах, не дающих повода для доначислений. В отличие от федеральных чиновников, примитивно решающих важные проблемы, и в Димитровграде, и в Ульяновске найдутся минимум по пять организаций, способных установить эти пределы.

Поэтому в любом случае (кроме фактического потребления ресурса именно на ОДН помимо моего квартирного счетчика) я имею право использовать в качестве расчетного, коммерческого прибора учета квартирные счетчики воды, электроэнергии, ОДПУ остается прибором дополнительного контроля правильности учета, установка которого в доме интересна только для УО и ресурсников.

Виталий НАЗАРКИН, собственник жилого помещения и потребитель ЖКУ, г.Димитровград.

От редакции

А тут свора проходимцев…
И от прочтения этой статьи – о беспределе с ОДН, – и от ситуации, описанной в заметке «Эти бандиты дом у нас уничтожат» – о душегубке, устроенной в оприборенных домах города, – оторопь берет. Мы неоднократно писали о том, как мотали по два-три года строителя Владимира Федорова и экс-министра Михаила Шканова, пытаясь уличить их в каких-то злодеяниях. Суды в конце концов их оправдали, предоставив право на реабилитацию, но Шканов, например, весь за это время поседел. Хотя ни одному человеку он не сделал ничего плохого, ни с чьей головы по его вине не упал ни один волос.

А тут свора проходимцев глумится над сотнями тысяч жителей Ульяновска и области, подрывает их здоровье и материальное положение, грабит бюджет, поскольку из-за повышения квартплаты постоянно растут выплаты субсидий малоимущим. И грабит, кстати, в основном бюджет федеральный, который через завышенные тарифы и счета и пущен, похоже, в Ульяновске на распилку. И делает это все при попустительстве правящей партии «Единая Россия» и ее брата-близнеца «Общероссийского народного фронта», которые молчат. Чуть ли не при покровительстве властей всех уровней, включая профильные ведомства, которые тоже молчат. При пассивной, беззубой позиции надзорных органов прокуратуры и Главрегионнадзора. То есть творят все совершенно безнаказанно. Где мы, наконец? И к чему это торжество олигархической алчности, бесправия большинства населения и топтания законов нас все-таки приведет?