С тех пор, как в редакцию «СК» стали поступать обращения читателей, возмущенных внушительными счетами за электроэнергию и воду на общедомовые нужды (ОДН), мы, полагая, что это – самодеятельность местных коммунальщиков, искали защиты в Москве, направляя в федеральные органы власти, в том числе президенту России Владимиру Путину, письма с просьбой навести порядок в начислении платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Распространенное на днях Министерством строительства и ЖКХ информационное письмо по этому вопросу поразило нас своей некомпетентностью. И тогда мы задумались: неужели наглый грабеж населения региона ведется по указанию Москвы?

«Начиная с октября этого года с жильцов нашего дома по улице Фасадной, 23 (поселок Пригородный) при плате за электроэнергию стали брать сверх того, что показывают квартирные приборы учета, – говорится в письме нашего читателя Трушникова. – Лично с меня при индивидуальном потреблении на 264,96 рубля энергетики за октябрь пытаются взять 620 рублей. В нашем поселке оплатить жилищно-коммунальные услуги можно только на почте, но там принимать деньги за реально потребленную электроэнергию отказываются, заявляя, что суммы, указанные энергетиками, изменить не могут. В результате большая часть жителей нашего дома попросту отказывается платить. Если существуют потери в сетях, то пусть их устраняют коммунальщики, которые и так получают от нас приличные деньги, если электроэнергию воруют, то воров и наказывайте. Почему за чью-то лень и безалаберность должны расплачиваться добросовестные жители?».

Подобных писем за последние месяцы редакция «СК» получила море. Часть из них мы переправляем в управляющие компании, профильные комитеты, министерства, контролирующие органы. Отовсюду приходят как под копирку написанные ответы: есть Постановление правительства РФ от 6.05.2011г.

№354, а в нем – формула №12, по которой и рассчитывается объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета. Там же говорится о некоем «прямом абонировании», при котором поставку коммунальной услуги и расчет начислений производят не управляющие компании, а ресурсоснабжающие организации.

Самовольно переводя всех жильцов на прямые договоры с ресурсниками и отстраняясь тем самым от решения проблем с ОДН, УК явно нарушают закон. Федеральным законом от 4 июня 2011 года №123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» собственникам (не управляющим компаниям!) дано право самостоятельно определять способ оплаты потребленных коммунальных ресурсов – через управляющую организацию либо напрямую в ресурсоснабжающую компанию, по выбору. При этом такое решение должно быть принято на общем собрании собственников многоквартирного дома.

Однако в любом случае УК не вправе отказывать жильцам в приеме платы за ЖК-услуги.

При этом, отвечая на вопрос, что же из себя представляют эти общедомовые нужды, и коммунальщики, и чиновники ссылаются на информационное письмо Министерства строительства и ЖКХ РФ от 25.11.2014 года №26839-ОД/04.

В частности, в нем сказано, что «расход электроэнергии в местах общего пользования МКД включает в себя не только освещение и другое энергопотребление межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофона, усилителей антенн коллективного пользования и другого имущества, придворовое освещение, все объекты, находящиеся на участке земли, принадлежащем собственникам данного дома, и присоединенные к внутридомовой электрической сети (хоккейные площадки, гаражи, сараи, если они относятся к общему имуществу), но и технологические потери во внутридомовых электрических сетях. Таким образом, возникает необходимость оплачивать электроэнергию, потраченную на освещение мест общего пользования и работу оборудования для жизнеобеспечения систем МКД».

Сознательно или же по ошибке федеральное министерство вводит всех в заблуждение. 16 апреля 2013 года вышло Постановление правительства РФ №344 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг». Пунктом 1 Изменений установлено, что «общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам». Никакие подвалы и чердаки и тем более сараи, гаражи и проч. в общее имущество применительно к расчету платы за услуги на ОДН не входят. Речь идет об общем имуществе, предназначенном «для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме».

Наш постоянный читатель Борис Иванов с улицы Гончарова, 1 указывает на еще одну неувязку.

– Согласно статье 154 Жилищного кодекса РФ, существует оплата только двух видов услуг ЖКХ: жилищных и коммунальных. В этой же статье приведена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и видно, что ОДН входит в услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в раздел «содержание МКД», где выполняется много работ с использованием горячей и холодной воды, электроэнергии.

Все эти затраты уже учтены при оплате жилищных услуг. Следовательно, при введении платы за ОДН должна быть уменьшена плата за жилищные услуги. У нас на это нет даже намека, поэтому за одни и те же услуги мы вынуждены платить по нескольку раз, – говорит он.

Дмитрий Минаев