В администрации Ульяновска подготовили постановление о порядке выявления, перемещения и утилизации брошенных автомобилей на территории города. Процедура, впрочем, настолько забюрократизирована, что работа вряд ли будет эффективной.

Бесхозные автомобили, стоящие во дворах и вдоль городских улиц, создают немало проблем, мешая проезду спецтехники, уборке и вывозу мусора, загораживая проезд пожарным и «скорой». А еще создают угрозу совершения терактов. Однако каждая из гниющих колымаг – это чья-то собственность, поэтому подступиться к ней местные власти долгое время не могли.

Новая попытка будет предпринята с выходом постановления о порядке выявления, перемещения и утилизации брошенных автомобилей на территории города. В первую очередь, документ определяет, что бесхозным считается автомобиль, если у него отсутствует один из конструктивных элементов: двигатель, колеса, стекла, он завален мусором и т.п. После обнаружения такого экземпляра (выявлять их будут как в ходе рейдов сотрудников администрации, так и по сообщениям горожан) специально созданная комиссия должна будет составить акт о признании авто бесхозным и занести информацию о нем в реестр. Данные о машине, модель, номер (если есть) передадут в ГИБДД, где владельца отыщут по базе.

Затем ему пришлют заказным письмом уведомление, предложив в течение десяти дней отвезти машину на стоянку, в гараж или на свалку, по его выбору.

Такую же бумажку оставят под щетками дворников брошенной машины.

А список «брошенок» с адресами и другими данными обещают регулярно публиковать в прессе и на сайте мэрии.

Владелец может найти себя там, если уведомление не дойдет. Если владелец машину не уберет, то ее эвакуируют за бюджетный счет. Транспортные средства будут помещать на хранение на специальных стоянках. Далее документы поступят в суд для признания авто бесхозным. Имея на руках такое решение, горадминистрация вправе принять автохлам в муниципальную собственность и распорядиться им по своему усмотрению. При этом, согласно документу, если стоимость авто не превышает суммы в пять МРОТ (с 1 января 2015 года составляет 5965 рублей), в казну его примут постановлением администрации. Если стоимость выше, автомобиль подлежит официальной процедуре оценки и может быть реализован в ходе торгов.

Если владелец объявится после того, как машину увезли, но до того, как ее приняли в муниципальную собственность, авто вернут, но придется возместить бюджетные расходы на эвакуацию и стоянку. Владелец может объявиться и после того, как суд признает машину бесхозной. По мнению юристов, в этом случае владельцу придется оспаривать действия властей в суде. Хотя такие процессы уже называют бесперспективными.

Автомобиль может быть утилизирован только по завершении всех этих процедур и после снятия с учета в ГИБДД.

По словам юристов, муниципальным властям в суде каждый раз необходимо будет доказывать факт отказа собственника от своего движимого имущества. А это очень непросто, поскольку владельца чаще всего найти не удается. Нет отказа собственника, значит, машина его. А значит, что-либо делать с ней без его ведома нельзя. В том числе – перевозить на специальные стоянки, если машина стоит, не нарушая Правил дорожного движения.

Если же машина припаркована без нарушений, а просто кому-то мешает, то необходимо разыскать владельца.

Если на машине есть номера, сделать это будет гораздо проще. Если их нет, собственника можно установить по идентификационному номеру автомобиля. Но у старых машин на видном месте его попросту нет. А потребуется искать очень весомую причину, чтобы на законных основаниях открыть капот этого автомобиля без согласия на то автовладельца. Но даже если удалось установить место жительства владельца, необязательно, что он не сменил прописку. А то и вовсе переехал в другой город. Это, однако, не лишает его прав на свою собственность. И значит, те, кому мешаетего автомобиль, должны его найти. Пока у них не будет на руках его отказа от машины, с ней ничего нельзя поделать. Если местные власти перевезут автомобиль на стоянку, то уже им придется расплачиваться с автовладельцем за незаконные действия.

В случае, если собственник автомобиля умер, местной власти придется искать наследников и договариваться о судьбе машины с ними.

Дмитрий Минаев