Всегда после долгой и нудной зимы мы с нетерпением ждем прихода весны – самого нежного и трогательного времени года. Это пробуждение природы после долгого зимнего сна. Первая молодая травка, первые листочки на деревьях и кустарниках – это такое чудо, которое вызывает у людей восхищение, поднимает настроение, делает их добрее. Постепенно трава становится выше, появляются цветы, и газоны становятся красивыми и очень привлекательными. Кроны деревьев и кустарников делаются гуще, пышнее, давая тень, насыщая воздух кислородом и фитонцидами. И вся эта красота сохраняется на протяжении весны, лета и почти всей осени. Люди любуются и радуются ей, зная, что ее никто не отнимет.

Но в последние несколько лет ситуация изменилась в худшую сторону. Радость от наступления весны омрачается тревогой жителей города, что их могут лишить и весенней, и летней красоты.

Аромат сирени и лип
Но давайте сначала вспомним, какими были наши улицы в прежние годы.

Улица Гончарова всегда была одним из любимых мест отдыха и жителей, и приезжающих к нам гостей. Ее жемчужиной был знаменитый сквер Гончарова, который стал уголком истории, культуры и прекрасной зеленой зоной. Аромат цветущей в нем сирени наполнял всю улицу, прекрасные липы радовали тенью и запахом меда, кусты калины «Снежный шар» притягивали своей красотой. А какие роскошные клумбы встречали всех приходящих отдохнуть в сквер.

К тому же территория была выложена уникальной разноцветной плиткой, которой не было больше нигде. Весь видовой состав растительности сквера был такой же, как и во времена Гончарова. И именно по этой причине памятник ему очень гармонично вписывался в него. Атмосфера сквера была такой уютной и доброй, что хотелось приходить туда вновь и вновь.

Такой же значимой была и зеленая аллея, проходившая через всю улицу Гончарова. Ее украшали густые деревья с пышными кронами, росшие в большом количестве цветущие кустарники и высокая трава. В аллее были расставлены удобные скамейки, на всем протяжении ее украшала уникальная чугунная ограда. И всегда эта аллея служила надежной зеленой защитой от шума, пыли и выхлопных газов. А то, что не просматривалась противоположная сторона улицы, только подтверждает ее значимость и ценность для города.

Такой же красивой была и улица Минаева -одна из центральных магистралей Ульяновска. В 70-80-е годы и до 2005-го по обеим сторонам улицы росли большие липы с медовым ароматом, прекрасные раскидистые рябины, придававшие улице неповторимую красоту своими пышными кронами, усыпанными белоснежными цветами весной, а осенью – золотом листьев и красными гроздьями ягод. А сколько птиц слеталось зимой на рябиновый пир! Под деревьями росла сочная, высокая зеленая трава и дикорастущие цветы. Ежедневно на протяжении весны и лета всю аллею обильно поливали, понимая ее величайшую ценность как зеленой зоны. И вся эта красота была обрамлена ажурной чугунной оградой на всем протяжении улицы.

И еще один пример – улица Ленина. Особенно красивой была ее историческая часть, тихая, тенистая и спокойная, прекрасные тополя и липы очень украшали ее, удачно гармонируя с памятниками истории.

Да и весь город в целом радовал нас высокими тенистыми деревьями, цветущими кустарниками и сочной зеленой травой.

Насколько порядочными, экологически грамотными были власти тех лет! С каким уважением они относились к жителям города, понимали, что зеленые насаждения и зеленая густая трава газонов являются основой жизни в городской среде. Они не занимались пиаром и показухой. Они просто искренне любили свой город и делали все для того, чтобы он был уютным, зеленым и добрым для его жителей.

Как золотая пуговица на фуфайке
А теперь посмотрим, как выглядит современный Ульяновск. В качестве примеров возьмем хотя бы те же центральные улицы. Начнем с улицы Гончарова. В 2010 году наши власти почему-то решили, что зеленой аллее нужно придать «европейский» вид. По их мнению, в своем прежнем виде эта аллея была пристанищем для бомжей и любителей сидеть на скамейках с ногами. И по этой причине там было опасно находиться. Потому было принято решение демонтировать чугунную ограду, убрать большую часть деревьев, выкорчевать кустарники. Убрали и удобные скамейки, заменив их на другие. И на что стала похожа аллея сейчас? Фактически она перестала быть полноценной зеленой зоной.

А в июне 2011 года власти начали капитальный ремонт сквера Гончарова. Ничего более циничного в Ульяновске еще не происходило. Когда журналисты, представители общественности и ученые-ботаники пришли в сквер, увидели жуткую картину: груду развалин, работающую тяжелую технику, выкорчеванные деревья, искореженные кусты. Пораженные вандализмом (а иначе нельзя назвать вбитые в деревья гвозди, искореженную сирень), мы попытались получить объяснения у представителя администрации города, на каком основании все это происходит. Нам пытались доказать, что в рамках капитального ремонта сквера будет произведена замена зеленых насаждений на новые. Что сирени и всем посадкам уже сорок лет и по этой причине они подлежат ликвидации. Напрасно ученые-ботаники доказывали, что сирень сейчас в полном расцвете сил и ей нужен просто грамотный уход. Но диалога не получилось. В рамках подготовки к 200-летию Ивана Гончарова было принято решение о полномасштабной реконструкции сквера. Доводы ботаников услышаны не были. Не помогло и большое количество собранных подписей в защиту уникального сквера, а также вмешательство Общественной палаты, рекомендовавшей не трогать его. Чиновники одержали «победу» и сделали то, что мы видим сейчас – голую площадку с торчащими кустиками кизильника, выложенную недолговечной тротуарной плиткой. Дополняют эту безрадостную картину прямоугольные и мрачные гранитные ящики, названные клумбами. Окружает весь этот кошмар совершенно безвкусная ограда, не имеющая ничего общего с прежним красивым чугунным ограждением. Не придали скверу красоты и посаженные кустики сирени в рамках пиар-акций «Поющая сирень». Если учесть, что в первые семь лет сирень растет очень медленно, при отсутствии ухода (ее даже не поливают) ни о какой красоте не может быть и речи. И если раньше памятник Гончарову так гармонично выглядел среди великолепной зелени сквера и прекрасных клумб, то сейчас он смотрится как золотая пуговица на фуфайке. Да и вся улица Гончарова утратила свою прежнюю красоту. Теперь ее «украшают» погибшие после варварской обрезки липы. А те, которые еще оставались, просто спилили.

Не менее печальная участь постигла и улицу Минаева. Исчезли прекрасные липы, рябины, выкорчеван весь кустарник. Демонтирована чугунная ограда. Остались черные изуродованные остовы лип и рябин, погибших в результате варварской обрезки. И, конечно, не стало зеленой высокой травы.

С улицей Ленина расправились в 2010 году, оставив ее практически без зелени. Особенно пострадала ее историческая часть, там спилили сразу 67 тополей, признав их аварийно-опасными. Хотя, по мнению ботаников, они были здоровыми, что легко можно было определить по оставшимся от них пням. Так что всю улицу превратили в раскаленную сковородку. Те липы, которые еще там остались, тоже на грани гибели, поскольку их приствольные круги заложены тротуарной плиткой. Если к этому добавить ту же дикую обрезку, которой их подвергли и подвергают ежегодно, то шансы на жизнь у них нулевые.

На уничтожение природы – миллионы
И таким выглядит весь город. Но наши власти останавливаться на «достигнутом» не собираются. По информации пресс-службы мэрии, в 2016 году планируется спилить 832 аварийно-опасных дерева и скосить 825 га травы. Цифры просто шокируют. Это означает, что глумление над живой природой будет продолжено. Миллионы тратятся на закупку техники, на уничтожение живой природы и городской зелени. И никто не задумывается над масштабами ущерба, который причиняется всему живому. Массовое ежегодное опиливание сотен деревьев лишает птиц мест гнездования. Не менее циничными являются и последствия бездумного скашивания травы. Видимо, наши чиновники не знают (или не желают знать), что летом у птиц появляются птенцы. Слетки, покинув гнездо, оказываются в совершенно новой для них обстановке. Беспомощные и растерянные, сидят где-нибудь в траве. Птицы-родители по особому сигналу находят их и прилетают с кормом. Но в Ульяновске к ним вместо родителей приходят бандиты с бензокосилками и перемалывают вместе с травой. Сколько тысяч таких беззащитных птенцов уже погибло и погибнет еще? Почему никому не приходит в голову подсчитать экологический ущерб от массовой гибели птенцов и остановить этот конвейер смерти? Наши власти совершенно глухи и не реагируют на жалобы и просьбы людей не трогать живую природу.

По логике чиновников, в городе не нужны ни деревья, ни трава, ни кустарники. Это очень опасное заблуждение. Как известно, экология сегодня -это синоним культуры. Но судя по тому, как в Ульяновске обращаются с зелеными насаждениями, ни о культуре вообще, ни об экологической культуре, в частности, не может быть и речи. Ставка делается только на то, чтобы каждый год признавать аварийно-опасными все новые и новые сотни деревьев. И даже утвердили «Методические рекомендации по разработке критериев аварийности зеленых насаждений», разделив их на шесть категорий. Все расписано в деталях, но при этом почему-то не говорится об истинных причинах, приводящих к подведению их к той или иной категории. А заключаются они в том, что ежегодно деревья подвергаются очень сильной варварской обрезке, которая и приводит их к болезням, дуплистости и ранней гибели. Об этом неоднократно писали члены Ульяновского отделения Русского ботанического общества. Во всех районах города наблюдается массовая обрезка деревьев до главных скелетных ветвей и даже до главного ствола, что приводит к утрате их эстетического, рекреационного и оздоровительного значения, резко уменьшает выделение ими кислорода, фитонцидов и других биологических веществ, необходимых для поддержания здоровья горожан.

Также ученые-биологи постоянно указывали и указывают на то, что кроме варварской обрезки для Ульяновска стала характерна массовая вырубка зрелых деревьев и замена их молодыми посадками. Это также резко уменьшает оздоровительный и рекреационный эффект городского зеленого фонда, так как во много раз уменьшается площадь общей листовой поверхности, а следовательно, резко сокращается выделение кислорода, фитонцидов, аккумуляция пыли. Массовые обрезки деревьев и их вырубка на улицах города также нарушают постановление Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Аварийно-опасные чиновники
Так что то, как власти обращаются с зелеными насаждениями, иначе как диким средневековьем не назовешь. Не отстают от них и предприниматели, уничтожая зеленые зоны или под парковки, или чтобы они не загораживали вид на их магазины. И все им сходит с рук. Чиновники дают добро, поскольку сами занимаются тем же самым. И чем тогда они отличаются от любителей сидеть на скамейках с ногами? Такое хамское и бесцеремонное отношение к живой природе показывает высшую степень неуважения чиновников как к ней, так и к жителям нашего города. Фактически они объявили ей войну, а значит, и всем нам. Это какое-то дикое средневековье, в условиях которого процветают беспредел, вседозволенность и безнаказанность. В цивилизованном обществе ценят и хвалят тех, кто •

бережет природу, и ругают тех, кто систематически занимается ее уничтожением. В Ульяновске все происходит с точностью до наоборот. Аварийно-опасны не деревья, а те чиновники, которые принимают антиэкологические решения.

Об их отношении к живой природе говорят те термины, которые они применяют: «капитальный ремонт и реконструкция зеленых насаждений».

Как вообще можно использовать такие слова по отношению к живой природе?! Последствия такого «капитального ремонта и реконструкции» мы видим на каждом шагу. Это изуродованные деревья и просто пни, которые когда-то были пышными зелеными деревьями.

Может, пора остановиться, господа чиновники? Перестаньте наводить свои «порядки». В конце концов, хозяева города – мы, его жители, которые устали от вашего обращения с живой природой, а не вы, чиновники. Пусть все растет, цветет и живет. До каких пор в нашей «культурной столице» будет царить дикое средневековье? Ответьте нам на этот вопрос.

Елена БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ, член Общественного экологического совета Ульяновска