До выборов нового состава Законодательного Собрания области – еще полтора года, но народ в Ульяновске уже начинает шевелиться и вылезать на свет.

Начинается, собственно, предвыборный пиар. При этом тем, на которые население захотело бы откликнуться и разговаривать, все меньше. И одна из таких тем, как мы не раз уже отмечали, – это дурдом в жилищной сфере. Но говорить об этом публично претендентам на депутатские мандаты не очень-то дают, а провластным претендентам, которым тоже о чем-то надо говорить, приходится лавировать и слишком близко к ЖКХ не подходить, чтобы не получить ожог. Примерно из этой категории текст был недавно опубликован на одном из ульяновских сайтов. Текст типа пресс-конференции, но заочной: читатели присылают свои вопросы, а претендент, он же действующий депутат ЗСО, собрав эти вопросы, публикует на них ответы.

Смысл текста получился не очень понятным. Вернее, непонятна его цель. Читатели обращаются вроде как с просьбами разобраться и помочь, а ответы претендента сводятся чаще всего к совету: обратитесь в УК, если не подействует, то в департамент жилищной политики и регионального надзора, направьте претензию, составьте акт, изучайте жилищное законодательство, будьте настоящими собственниками своего жилья и проч. В общем, проповедь. Один из читателей спрашивает: «Почему везде разные тарифы, разве живем в разных городах? Сделать одинаковый тариф на горячую воду, а то одни платят 150 (рублей за куб), другие – 300 рублей. Отопление – то же самое. Вынести на федеральный уровень закон о запрете УК, так как они не доказали своего права на существование, до 50 процентов денег уходит в карман УК. В советское время были ЖЭКи, и нормально справлялись, сейчас пришли посредники – УК, которые захватили эти ЖЭКи, смысл работы не поменялся, а с народа стали больше драть. Наказания, ну наказывайте так, чтобы другому даже не думалось. Иначе… во время смуты полетят головы, и Ваша – тоже!».

Автор этого вопроса только не вполне точно выразился, возможно, об управляющих компаниях, которые не «не доказали» свое право на существование, а не оправдали его. И оправдать в принципе не могут. Ответ на этот его вопрос последовал следующий: «Обращаю Ваше внимание: на холодную воду в Ульяновске тариф одинаковый для всех. Разные тарифы – на горячую воду, на отопление. Холодную воду поставляет один поставщик – «Ульяновскводоканал». Горячую воду и отопление – разные (ведомственные котельные, ТЭЦ, крышные котельные…). Отсюда – разные тарифы, потому что затраты у разных поставщиков на производство горячей воды и тепла разные. Экономика… Чтобы вернуть «нормальные ЖЭКи» советского времени, нужно, как минимум, отменить реформирование ЖКХ, приватизацию и вернуть жилье в государственный фонд. Вы готовы расстаться со своей квартирой? А 85 процентов граждан России, у которых квартиры – в собственности? Лично я считаю тот путь, по которому идет реформирование ЖКХ, правильным. Но это – тема не короткого ответа на вопрос. За предупреждение спасибо. Свою (голову) берегите».

Все в этом ответе, на мой взгляд, передернуто. Что значит «у разных поставщиков разные затраты на производство горячей воды и тепла»? И то, и другое производится, как известно, из холодной воды, тариф на которую един для всех, и на газе, тариф на который устанавливается государством и является тоже единым. Никаких других «ингредиентов» в этой продукции нет, так почему тарифы-то на тепло и ГВС разные? И только не надо про трубы, которые длинные и которые надо содержать. У «Водоканала» – тоже трубы, которые тоже длинные и их тоже надо содержать, но тариф на воду тем не менее для всех одинаковый. С теплом же не экономика, а криминал! Экономика в следующем примере. Мои знакомые живут на севере Ульяновска в собственном доме общей площадью 300 квадратных метров. Отапливается дом от газового котла, тепло из тех же «ингредиентов» – воды и газа. В самом холодном месяце этой зимы, январе, отопление обошлось им в четыре тысячи рублей.

Если бы они получали тепло от ТЭЦ, «наиболее экономного» источника, то по нормативу заплатили бы за январь, как минимум, 16 тысяч рублей, а если бы по счетчику, то порядка 22-25 тысяч. О чем, как не о распоясанном мошенничестве по отношению к жителям многоквартирных домов это говорит, и чьи интересы такими ответами защищаются? Однозначно не интересы населения. Как и в части УК, где для того, чтобы вернуть «нормальные ЖЭКи», нужно якобы отменить реформирование ЖКХ и вернуть жилье государству. Это уже просто бред. Закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» был подписан Борисом Ельциным 4 июля 1990 года. К середине 2000-х основная доля квартир была приватизирована, и никаких проблем с обслуживанием этого приватизированного жилого фонда не возникало. Не возникало потому, что в законе был раздел III, который предусматривал, что ремонт и обслуживание жилья ведутся государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями (ст.22), которые эти работы, как и пишет автор вопроса, и выполняли.

В 2005 году принимается новый Жилищный кодекс. Статьей 2 закона о введении этого кодекса в действие весь раздел III закона о приватизации жилья одним махом объявляется утратившим силу. Тогда и был зажжен зеленый свет жуликам в ЖКХ и открыта дорога к развалу жилого фонда, который и происходит, поскольку не 50 процентов денег УК и ресурсники кладут себе в карман, а, вероятно, все 90, строя себе дворцы и замки. И для исправления никакой отмены приватизации и возврата жилья государству не требуется, нужно лишь восстановить действие раздела III закона о приватизации жилищного фонда. Но претендент считает «тот путь, по которому идет реформирование ЖКХ, правильным». Есть, видимо, крепкие основания так считать.

Путь этот не только неправильный, а просто уголовный и непонятно у кого заимствованный. Автор ответов – из бывших комсомольских активистов, почему, вероятно, ему и нравится ЖКХ по типу колхозного хозяйства. Но колхозы, где собственность была тоже общей, оказались нежизнеспособны, поскольку убедить колхозников в том, что каждому из них принадлежат все коровы на колхозной ферме, властям при всем их желании не удалось. Колхозы в итоге рухнули. Так и нынешнее ЖКХ идет к руинам. А УК только усугубляют ситуацию и ускоряют разрушение. Бизнес их по большей части – откровенно воровской и хамский. Причем хамство проявляется сразу же, как только возникает их право требовать с населения деньги. И ОДН-маразм ведь явился следствием этого псевдоколхозного строя, который был волюнтаристски внедрен в ЖКХ, и объектом потребления услуг стал не потребитель, оплачивающий те услуги, что он потребил, а стадо в лице МКД, и вместо индивидуальной ответственности была установлена лагерная коллективная, каковой не было даже в советское время. В основное же орудие мошенничества превращены общедомовые приборы учета, ловкачество с которыми и обеспечивает перекачивание миллионов рублей из карманов жильцов в карманы жилищно-коммунальных банд.

Примером разумного устройства жилищно-коммунальной сферы может служить, скажем, Германия, где люди просто живут и в случае необходимости обращаются к так называемому хаус-мастеру, которого в своем доме все знают, и дальше проблемой занимается уже он. Безо всяких скреп, собраний, голосований, протоколов, идиотизма, «прямых линий» и тысячи постановлений по вопросам ЖКХ. И без так называемого управления жилыми домами – они не поезда и ни в каком управлении не нуждаются, а нуждаются лишь в обслуживании. При желании перевести наш жилой фонд на такую систему несложно, но желания нет, а есть алчность и ее покровители. И если головы когда-нибудь действительно полетят, то вот за это.

Сергей Поленов