Согласно декабрьскому постановлению облправительства, в 2017 году будет отменено 43 межмуниципальных маршрута. Закрывать рейсы начинают в апреле, причем отмене подлежат не какие-либо нерентабельные или дублирующие маршруты, а те, которые являются незаменимыми для жителей многих населенных пунктов.
Проблема всплыла после прямой линии с губернатором в субботу – на отмену маршрутов пожаловались даже не жители, а предприниматели, обслуживавшие рейсы.
Речь идет о Постановлении правительства области №607-П от 12 декабря 2016 года о планировании регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на 2016-2018 годы. Одним из пунктов постановления значится отмена ряда межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. В приложении к документу указано 43 маршрута, которые подлежат отмене. Закроют рейсы не одновременно: четыре, согласно плану, упразднят в апреле, еще пять – в мае, а основную массу – в августе.

С апреля отменяют один из рейсов «Ульяновск – Барыш», маршруты «Ульяновск – Жадовка», «Ульяновск – Измайлово» и «Ульяновск – Сухой Карсун». И если в Жадовку, например, можно доехать на проходящем автобусе, который следует в Кузнецк, в Барыш рейсов и так много, то в случае с Измайлово и Сухим Карсуном закрываются единственные прямые рейсы.

В администрации Новопогореловского сельского поселения, в которое входит Сухой Карсун, решением правительства области удивлены. Никаких дублирующих маршрутов в этом случае нет – один рейс, который ходит несколько раз в день, связывает с Ульяновском целый ряд населенных пунктов: сам Сухой Карсун, село Новое Погорелово, село Нагаево, деревню Кошелевка и т.д. Никаких других возможностей добраться оттуда до Ульяновска фактически нет. Есть еще один рейс до Карсуна, откуда можно уехать в областной центр, но он неудобный, одним днем обернуться не получится.

– Из этих сел студенты ездят в Ульяновск, люди на работу, – рассказала нам представитель администрации Новопогореловского сельского поселения. – С утра уезжают, вечером возвращаются. Маршрутка всегда забита. Частник работать на маршруте только рад. Почему сверху постановили отменить рейсы, мы не понимаем.

Пока люди надеются, что маршрут все же останется, правда об отмене рейсов в Ульяновск с 16 апреля уже объявлено.

Недовольство высказывают и в других районах, где отмена автобусов произойдет позже. Так, жители Вешкаймского района в ужасе от предполагаемой отмены одного из маршрутов «Ульяновск – Каргино» в августе.

Стоит заметить, что отменяют маршруты неблизкие – упразднены рейсы в населенные пункты, откуда до Ульяновска добираться по два-три часа. Больше 100 километров. Решение отменить маршруты бьет прямиком по селу – людей оттуда выживают. Молодежь не будет жить там, где нет ни автобусного сообщения, ни множества госучреждений, которые в том же умирающем Вешкаймском районе раскиданы по окрестным крупным поселкам, ни нормальной больницы с достаточным количеством специалистов. Удивительно этот факт выглядит и на том фоне, что за последние несколько лет область осталась практически без пригородных поездов. Когда их отменяли, чиновники обещали увеличить количество автобусных маршрутов, чтобы люди имели доступ к транспортному сообщению с Ульяновском и другими крупными населенными пунктами.

Проблему после жалобы предпринимателей губернатору обсудили и на аппаратном совещании в правительстве области в понедельник. Как рассказал по ее итогам пресс-секретарь главы региона Александр Чепухин, министр промышленности, строительства и транспорта Дмитрий Вавилин пояснил, что все отмененные маршруты из-за изменений в федеральном законодательстве нужно заново выставлять на конкурс – то есть министерство как бы ни при чем, а рейсы, если верить этим словам, вернут, но потом.

Только Вавилин, кажется, слукавил. В пояснительной записке к постановлению говорится, что подразумевается оптимизация «в части исключения маршрутов с совпадающими участками пути … и уменьшения количества перевозчиков на маршрутах с одинаковыми начальными, конечными и промежуточными остановочными пунктами».

Кроме того, судя по всему, Вавилин ссылается на ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров», который был принят в июле 2015 года. По крайней мере, в пояснительной записке указывается именно на этот документ. В федеральном законе вводится понятие регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. То есть документ как раз не требует избавляться от нерегулируемых тарифов, а допускает их – в этом случае стоимость проезда в автобусе устанавливают сами перевозчики. Таким образом, какой-либо необходимости в отмене этих маршрутов нет.

Еще один нюанс – речь в декабрьском постановлении регионального правительства не идет и о смене вида регулярных перевозок. В документе есть отдельный пункт, которым предусматривается изменение (то есть перезаключение контрактов), а также перечень из 34 маршрутов, по которым и будет изменен вид перевозок с сохранением самого рейса. Отмена – это только отмена, и ничего больше.

В министерстве строительства, промышленности и транспорта оперативно объяснить ситуацию с отменой маршрутов нам не смогли.

Сергей Гурьянов