Анастасия Дмитриева
В Ульяновской области пытаются решить наболевшие проблемы, связанные со строительством.

Многие социальные, важные для региона объекты превращаются в долгострои. Увы, тому виной не финансирование (как правило, оно достаточное), а пресловутый человеческий фактор. Масштабные стройки для некоторых компаний превращаются в средство для обогащения. Страдают же из-за этого самые незащищенные жители региона.

БРОСИЛИ СТРОЙКУ
Яркий пример – затянувшееся строительство школы-детского сада в райцентре Ишеевка. Местные жители сообщили о том, что на стройплощадке важного для населенного пункта, а также окрестных сел объекта работы приостановились. На место выехали члены регионального штаба Общероссийского народного фронта.

Разбирательства оказались довольно сложными: попасть на территорию стройки общественникам не удалось. Сторож, который, по словам местных жителей, якобы должен был там находиться, к представителям Народного фронта так и не вышел.

«Территория стройки ограждена глухим железным забором практически по всему периметру. Но рассмотреть, что происходит внутри, все же было можно: забор со стороны дороги состоял из прутьев. На объекте не было ни одного рабочего. До сих пор не возведен даже первый этаж. Похоже, завершено строительство только подвального помещения. Паспорт объекта, который должен находиться на заборе для всеобщего обозрения, оказался спрятанным внутри на территории стройки», – рассказали в региональном штабе ОНФ.

В администрации Ульяновского района на вопрос, почему приостановлена стройка, ответить не смогли. И это несмотря на то, что объект является социально важным. Ишеевцы расстроены: планировалось, что школу будут посещать 300 ребят, а в детский сад, где должен был появиться еще и бассейн, должны были пойти 120 малышей.

Ситуацию прояснили в министерстве образования Ульяновской области. Активистам ОНФ рассказали, что работы перестали вестись в связи с прекращением финансирования, которое шло в том числе и из федерального бюджета. По условиям контракта, деньги выделялись только в том случае, если бы стройка была завершена в декабре 2017 года. Задача эта оказалась довольно сложной: возведение школы-детского сада началось в середине мая.

Несмотря на это, застройщик за нее все-таки взялся. Но, судя по всему, не рассчитал свои силы и просто ушел с объекта. Оставил после себя незаконсервированный фундамент, бетонные плиты перекрытий, подвальное помещение и частично возведенные стены.

«Такое отношение к строительству социально значимых объектов просто недопустимо, – прокомментировала сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ульяновской области Елена Куцына. – Это уже не первый социальный недострой в регионе. Несколько лет представители Народного фронта обращаются к региональной власти с просьбой принять принципиальное решение по недостроенному детскому саду в Барышском районе, где к концу 2015 года должен был появиться садик. Заканчивается 2017-й, а садика все нет».

Стройку нужно обязательно законсервировать, чтобы вложенные в нее деньги не пропали. Важный для региона объект не должен превратиться в долгострой: для этого нужно более тщательно подходить к выбору подрядчиков. ОНФ попросил региональный минстрой ужесточить наказание за срывы сроков и некачественную работу.

ДОРОГА БЕЗ НАЧАЛА И КОНЦА
Еще одна болевая точка – строительство высокотехнологичного Центра медицинской радиологии в Димитровграде, где будут проходить лечение онкобольные. Недавно руководитель региональной ревизионной комиссии ОНФ Олег Лобунец рассказал о том, что происходило на данном объекте.

«Когда активисты Народного фронта приехали на стройку 15 октября, подрядная организация еще только расчищала территорию под будущую дорогу от улицы Курчатова к медцентру. Тогда к 15 ноября подрядчики пообещали сделать этот участок дороги. Ровно через месяц активисты ОНФ вновь приехали на стройку. Оценив качество укладки первого асфальта, представители фронта решили въехать на территорию будущего Центра медицинской радиологии. И тут нас ждал сюрприз: дорога есть -въезда нет. Разница в высоте дороги на территории медцентра и той, что заканчивается на въезде, – почти 50 сантиметров», – пояснил Лобунец.

На строительство дороги, ведущей к медцентру, в бюджете заложено 245,5 миллиона рублей. В этом году строители освоили почти 70 миллионов. В июле будущего года подъезд к лечебному центру должен быть окончательно готов. Вдоль дороги протяженностью 1,4 километра и шириной около 14 метров должны благоустроить территорию: установить линии освещения с обеих сторон, обустроить велосипедную и пешеходную дорожки.

СЭКОНОМИЛИ НА БОЛЬНИЦЕ
И вот еще один яркий пример освоения бюджетных средств. Проверка прокуратуры показала, что при ремонте областной клинической психиатрической больницы было похищено более миллиона рублей. Исполнитель госконтракта – ООО «Максатт» – получило на проведение всех необходимых работ более 6,7 миллиона рублей. Но ремонт, который был сделан в лечебном учреждении, обошелся явно дешевле.

«На кровле корпуса № 2 не производились пароизоляция специальной пленкой и огнебиозащита специальным составом. Не были выполнены антисептирование и огнезащита древесины. По ряду видов работ фирма, вопреки смете, использовала более дешевые аналоги материалов. Все это повлекло причинение больнице ущерба», – пояснил старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима.

Прокурор Железнодорожного района Ульяновска направил материалы проверки в следственные органы для возбуждения уголовного дела по части 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере», предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ЗА НЕДОДЕЛКИ
И еще одна важная проблема, которая в последнее время очень активно обсуждается на самых разных уровнях, – устранение недостатков в новостройках. Решать ее можно только сообща и с привлечением правоохранительных органов.

Буквально недавно на заседании комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетики в Законодательном собрании Ульяновской области очень горячо обсуждали ситуацию с высоткой на улице Ипподромной. Владельцы новых квартир пожаловались, что дом был сдан с откровенными недоделками: в нем сложно было найти то, что работало бы нормально.

«Мы убедились наглядно: дом сдан с недочетами и нарушениями. При заявленной в проекте дома крышной котельной жильцы получили централизованное теплоснабжение, лифты не функционируют, пожарная сигнализация отсутствует. Как могло случиться, что дом был принят в эксплуатацию в таком состоянии?» – задал вопрос депутат ЗСО Геннадий Антонцев.

Руководитель Агентства регионального госстройнадзора и госэкспертизы Марина Симунова пояснила, что в ее ведомстве, выдавшем разрешение на ввод дома в эксплуатацию, продолжается внутренняя проверка, результаты которой будут озвучены позже.

Следственный комитет уже возбудил уголовное дело по факту превышения полномочий сотрудниками агентства (часть 1 статьи 286 УК РФ). По данным следователей, сотрудники контролирующей организации утвердили заключение о якобы соответствии многоквартирного жилого дома на улице Ипподромной требованиям технических регламентов и проектной документации, на основании которого глава администрации Ульяновска подписал разрешение на ввод новостройки в эксплуатацию. Несмотря на многочисленные нарушения.

Марина Симунова заявила, что обо всех изменениях в проектной декларации (в частности, замене крышной котельной) застройщик уведомлял надзорный орган. И посетовала, что Госстройнадзор лишен многих полномочий, а часть контрольных мероприятий инспектора проводят лишь визуально.

Но у депутатов возникла масса вопросов. Почему система контроля такова, что дом можно признать соответствующим проекту при очевидном отсутствии инженерных сетей и конструкций? Почему так долго идет служебная проверка? Почему управляющая компания вынуждена устранять недоделки застройщика? Кто виноват в случившемся и что предпринять, чтобы аналогичная ситуация не повторилась на других домах-новостройках?

Заместитель председателя парламентского комитета Владимир Камеко высказался очень жестко: «Есть факт нарушения, есть организация, которая выдала разрешение и которая не может определить виновника, таким образом, налицо коррупционная схема».

Как сделать так, чтобы не страдали люди? По словам министра промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Дмитрия Вавилина, разрабатывается проект по введению так называемой советской системы государственной приемки новостроек. В состав комиссии, дающей разрешение на ввод дома в эксплуатацию, войдут представители региональных министерств строительства, здравоохранения, проектной организации, застройщика и его подрядчиков. Измененная процедура приемки помещений, по мнению министра, позволит в перспективе избежать строительных недоработок в новых домах.

Поможет ли это, покажет время. Пока же вся надежда – на тщательный контроль, в том числе со стороны общественников, и оперативную реакцию со стороны правоохранительных органов. Неотвратимость наказания для многих горе-проверяющих оказывается очень действенным фактором.