Совместно с Министерством культуры мы возобновили  проект «ПроЧтение». В нем известные люди Ульяновска рассказывают о своей жизни с книгой, о том, что им дало чтение, что читают и рекомендуют читать сейчас.
Рубрика стартовала с интервью с новым человеком в региональном правительстве — пресс-секретарем губернатора  Тимофеем Гончаруком. Материал вызвал серьезный резонанс — позицию Тимофея по отношению к Солженицыну, например, широко обсуждали в соцсетях. Следом своими литературными предпочтениями с нами поделился главный редактор муниципальной газеты «Управдом» Алексей Николаев, специалист по связям с общественностью и пресс-секретарь «Управления спортивными сооружениями» Юлия Шулепова ; кандидат наук, член общественный палаты Дарья Корепова и руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия  Шарпудин Хаутиев.

На этот раз о литературе мы беседуем с генеральным директором ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» Сергеем Васиным. Книга – его верный спутник, и не важно электронная она или бумажная, главное ее содержание, а не форма. Сильное влияние на его сложившееся мировоззрение оказал Александр Зиновьев.

Сергей Николаевич родился в городе Салехард Тюменской области. Работал в коммерческих организациях на должностях директора предприятия, финансового директора. С 2006 года назначен директором департамента инвестиций, а затем в 2008 – заместителем Министра территориального развития и инвестиций Правительства Ульяновской области. С мая 2009 работает в ОАО «Корпорация развития Ульяновской области», сначала работал в должности исполнительного директора и занимался вопросами привлечения инвестиций в регион, сопровождением инвестиционных проектов, созданием индустриальных парков на территории региона. С 2013 года является генеральным директором корпорации.

– В каком возрасте вы научились читать?
– В 5 лет. Этим вопросом активно занимался отец. Он учил сначала по букварю, а мы читали книги, которых в доме было много. Это в основном были сказки. Любимой книжкой была “Незнайка на луне”. А после  – Андерсен, Волков, Мифы древней Греции. В подростковом возрасте Жюль Верн, потом были Пикуль, Ян, Балашов.

– Какие книги любили из школьной программы, вообще её читали?
– Читал, как предмет литературу любил, но так, чтобы была любимая книга из школьный программы – такого не было. Просто добросовестно читал то, что задавали. Из программы прозу Пушкина только вспомню.

– А в более зрелом возрасте школьную программу перечитывали?
– Скорее классиков, а не школьную программу перечитывал еще в студенчестве. Например, Чехова, Достоевского.

– Было обновление восприятия?
– Достоевский вообще взрослый писатель, я считаю – рановато его в школе читать. В студенчестве уже, конечно, многие моменты из него зацепили.

– Увлекал ли в детстве какой-то определённый жанр?
– Приключения. Было много действительно захватывающих сюжетов, но я сейчас ни одного названия произведения уже не вспомню. Много было и из советских авторов, которых сейчас не издают, плюс тот же Жюль Верн и Скотт.

– Где брали книги?
– Домашнюю библиотеку довольно быстро перечитал. Школьные годы прошли в селе Карлинском, там была сельская библиотека, достаточно хорошая. Были неплохие отношения с библиотекарем, книги Волкова были из её личной библиотеки. В более старшем возрасте увлёкся фантастикой, тогда уже много книг появилось и в продаже, покупал новую книжку почти каждую неделю.

– А сейчас в библиотеки ходите?
– Сам нет, сейчас хочу записать ребёнка. По вечерам ему читаю, радуюсь, что ему нравится. Начинали с Барто, Маршака, Михалкова, Сутеева. Читали Карлхена, там главный персонаж развивается по мере взросления самого ребёнка, т.е. сюжет становится сложнее. Потом читали “Приключения Незнайки в солнечном городе”. Раньше он не воспринимал русские сказки, сейчас слушает с интересом. Ему сейчас 5 лет и тоже учимся читать. Такая некая семейная традиция.

–  Кого из современных авторов читаете?
– Читаю Алексея Иванова. Из того, что зацепило – “Общага-на-крови”, “Блуда и МУДО”, “Message: Чусовая”. Нравится Юрий Поляков, Юрий Козлов “Колодец Пророков”- очень зацепило. И последнее увлечение это латышские русскоязычные авторы – Гаррос и Евдокимов, очень рекомендую “Серую слизь” . Иностранных авторов читаю очень мало. Могу выделить только Мишеля Уэльбека .

– Часто люди говорят, что в определённый период у них не было ни сил, ни времени, ни желания читать, у вас был такой период?
– Скорее просто не успеваю. Часто приходится читать литературу по работе, какие-то научные или околонаучные монографии на тему цивилизационного подхода в истории: Тойнби, Броделя, Валлерстайна. Книжек много понакупал, из жадности к этим авторам, но время не особо позволяет погрузиться.

– А сейчас какую-то художественную книгу читаете?
– Недавно Киза перечитывал, “Цветы для Элджернона”. Сейчас читаю, что-то вроде альтернативной истории Переслегина Сергея “Война на пороге”, а ещё начал Прилепина “Санькя”.

– Как относитесь к поэзии?
– С пиететом отношусь к людям, которые чётко могут вложить мысль в рифму, но сам не приобщался, только в школе, что заставляли и сейчас ребёнку читаю. А так обычно запоминаю смысл стихотворения, но не его рифмующийся вариант.

– Согласны ли с тем, что современная молодёжь стала меньше читать?
– По-разному. Сотрудники нашей корпорации вынуждены много читать. Еще знаю одну девочку, которая в возрасте 8-9 лет читает огромное количество книг, постоянно. Да, время поменялось, у них и восприятие жизни сейчас меняется. Превалируют, большую симпатию вызывают короткие тексты, более программная подача, основные источники – монитор и телефон.

– Нужно ли приобщать человека к литературе, или он сам должен к этому прийти?
– Нужно, и начинать нужно в детстве. Должна сформироваться привычка. Но не заставлять. Сначала вслух читать, потом чтобы ребёнок вслух читал, а потом уже просто подкладывать какие-то интересные книги и помогать, если что-то где-то будет непонятно, просто для того, чтобы он втянулся. Просто надо подбирать книги по возрасту, то, что его будет увлекать.

– Как относитесь к электронным книгам?
– Нормально, часто в командировках использую. На планшете большое количество литературы, но скорее профессиональной. А дома читаю бумажные, приятнее и глаза не портятся. Т.е. прагматично к носителю отношусь, по ситуации, зачем себя ограничивать, ради какого-то бумажного фетиша?

– Что дала литература в профессиональном развитии?
– На мой взгляд, литература полностью формирует личность. История и литература создают нацию, школьный учитель создаёт солдата, любящего родину. Меня, в большинстве, сформировала литература, привитая отцом. Сильное влияние на мое сложившееся мировоззрение оказал Александр Зиновьев.

– Нужно ли дочитывать книги, которые показались неинтересными, поначалу?
– В школьные, студенческие годы природный перфекционизм заставлял меня дочитывать книги, сейчас я к этому отношусь проще – если книга меня не захватывает или не кажется мне полезной — я не буду её дочитывать, несмотря ни на какие рекомендации.

– Что бы вы читать не посоветовали?
– Названия сейчас не вспомню, я тогда фантастикой увлекался и мне попалась книга для “извращенцев”, которая формирует какие-то животные наклонности. Я её выбросил, в буквальном смысле. Это был зарубежный автор, может перевод такой попался, не знаю. И была книга, псевдоисторическая с явным искажением событий, которую так же выкинул, и названия тоже не помню, хотя заказывал тогда на озоне.

– Есть ли у вас желание и амбиции самому написать?
– Как Бог приведет. Накатит на меня вспомнить, как мы за 10 лет привлекли огромное количество заводов, всех людей задействованных в этом процессе и обо всех курьёзных случаях, то может быть и напишу. Пока – вряд ли, более того, потерял я уже навыки письма и грамотного изложения, пишу вообще мало. На пенсии, может быть. Пока планов нет, но если возникнет острое желание поделиться, то напишу, в целях сохранения истории ульяновского края. Сам иногда почитываю симбирскую архитектурную энциклопедию или справочники, когда в руки попадает. Напишу о том, как создавались заводы, и велась экономическая инвестиционная политика во времена нынешнего губернатора, но точно не через 10 лет и даже не через 20.