Признано очевидным, что коррупция является одной из основных угроз на пути успешного развития любого общества. Она не только наносит ущерб экономическому и социальному развитию государства, но является также причиной снижения уровня его обороноспособности и безопасности.

«Тихая» война
В нашей стране коррупция трансформировалась из отдельной проблемы криминального характера в проблему общегосударственного масштаба. Вот почему борьба с ней входит в число первоочередных задач государства.

Иначе не может и быть. Только в минувшем году органами МВД России совместно с другими профильными ведомствами зафиксировано почти 30 тысяч преступлений коррупционной направленности. Размер причиненного ущерба составил 37,5 миллиарда рублей. Установлено 13 тысяч лиц, причастных к преступлениям коррупционной направленности. Каждый двенадцатый из них занимал должность в органах исполнительной или законодательной власти.

Выступая на заседании расширенного Координационного совещания руководителей правоохранительных органов, губернатор Сергей Морозов отметил, что вести борьбу в регионе необходимо, не считаясь с должностями и статусом. Борьба с коррупцией является общей задачей для всех ветвей и уровней власти.

Глава региона не только подвел предварительные итоги исполнения Национального плана противодействия коррупции, но и обозначил перечень задач, направленных на усиление деятельности по противодействию коррупции на 2018 год.

Во-первых, особое внимание должно быть сосредоточено на работе по профилактике коррупционных проявлений в конкретных отраслях, например, в здравоохранении, образовании, социальной сфере. Именно они, как показывают социологические исследования, наиболее подвержены коррупции.

Чтобы не быть голословными, сошлемся на результаты опроса, предлагаемые нам уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области Александром Яшиным. Опрос проводился с выборкой по полу и возрасту в 24 муниципальных образованиях региона. Объем выборки составил 1380 человек.

На вопрос: «Сталкивались ли вы лично с проблемой коррупции в медицинской сфере?» 29,4% ответили «да», 38,1% – «нет», 32,4% – «слышали от знакомых и друзей».

Треть опрошенных, это 38,5%, считают, что за последний год уровень коррупции в сфере здравоохранения не изменился, а 28,8% респондентов полагают, что коррупции стало намного больше. Только 9,3% убеждены, что ее стало меньше.

При этом среди тех, кто считает, что уровень коррупции вырос, 76,4% посещали лечебные учреждения за последний год не чаще одного раза, лично с проблемой коррупции в медицинской сфере сталкивались менее половины – 39,9% и получают информацию о деятельности минздрава региона преимущественно из СМИ. Чаще всего это женщины 30-49 лет с высшим образованием.

Однако продолжим. На вопрос: «Приходилось ли вам лично давать денежные или материальные подарки врачам на рабочем месте?» 33,7% ответили «да», 53,5 – «нет», 6,6% ответили, что «Да, врач сказал, что сможет использовать лучшие препараты, средства для моего лечения».

«Пестрым» получился ответ на вопрос «В чем, по Вашему мнению, причины коррупции в медицинской сфере?»:

35,8 % – «низкая зарплата»;

35,5% – «недостаточно строгий контроль над действиями работников»;

12,9% – «возможность принятия единоличного решения должностными лицами»;

24,4% – «низкий уровень правовой культуры у населения»;

12,5% – «национальные традиции, менталитет»;

19,7% – «нестабильная экономическая ситуация»;

19,3% – «несовершенство судебной системы, неадекватность наказания за факты коррупции».

Треть опрошенных, 31,1%, посещают лечебные учреждения примерно один раз в три месяца, 17,4 – посещают постоянно. При этом чуть более половины – 55,9% – не знакомы с информацией о перечне бесплатных медицинских услуг, входящих в состав полиса ОМС.

Из тех, кто понимает разделение бесплатных и платных медицинских услуг, каждый шестой получил информацию у лечащего врача, четверть опрошенных видели ее на стендах в лечебных учреждениях. Некоторые опрошенные выделили в качестве источника информации о перечне бесплатных услуг самостоятельный поиск в сети Интернет.

Получают информацию преимущественно из СМИ жители Новоспасского, Ульяновского и Чердаклинского районов. Информации в сети Интернет доверяют преимущественно жители Мелекесского и Тереньгульского районов.

Из мер профилактики коррупции, применяемых минздравом региона, респондентам наиболее известны снятие с должности и увольнение должностных лиц.

И рублики в глазах
По убеждению губернатора, обязательной является реализация принципа неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения. По оценке главы региона, большой процент коррупционных нарушений замалчивается, «заминается» руководством бюджетных учреждений и организаций. В результате недобросовестные, нечистые на руку начальники и специалисты продолжают свое дело, просто пересаживаясь из одного кресла в другое или в соседний кабинет.

Между тем еще в октябре прошлого года Сергей Морозов выступил перед тем же минздравом с целым комплексом инициатив, направленных на повышение эффективности мер по профилактике коррупции в сфере здравоохранения. Ведомству, в частности, было поручено сформировать список бесплатных услуг, внедрить оценку качества медицинских услуг с использованием механизмов обратной связи с пациентами, включить в образовательные программы по подготовке и повышению квалификации медработников учебные дисциплины по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

Во всех лечебных учреждениях надлежало обеспечить непрерывное ознакомление медицинских специалистов с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения коррупции. В 2018 году предлагалось провести серию обучающих семинаров для руководителей и сотрудников юридических и кадровых служб медицинских организаций области по антикоррупционной политике. А в каждом подведомственном лечебном учреждении внедрить стандарт корпоративной культуры антикоррупционного поведения.

Тогда же глава региона выступил с предложением провести в 2018 году первую правовую олимпиаду на знание федерального и регионального законодательства в сфере противодействия коррупции для действующих руководителей и работников медицинских организаций. Кроме того, учредить специальную премию «Чистая совесть – народное признание» для врачей, разработать и ввести в практику заполнение анонимных анкет пациентов, прошедших стационарное или амбулаторное лечение.

Несколько позднее, уже в текущем году, в ходе встречи с уполномоченным Александром Яшиным губернатор обозначил необходимость продолжить работу по совершенствованию системы общественного контроля. А также сформировать комплекс дополнительных мероприятий, направленных на профилактику так называемой «бытовой коррупции», создание условий для участия жителей Ульяновской области, общественного контроля в работе по профилактике этого социального зла. Реализация таких мероприятий видится возможной в рамках исполнения федеральных, государственных и муниципальных заказов и программ.

Контроль над контролерами
Следует отметить, что в Ульяновской области намного раньше, чем в других регионах страны, были созданы правовые основы противодействия коррупции. С учетом региональных особенностей выстроена и постоянно совершенствуется уникальная модель противодействия. Внедрена анимированная антикоррупционная карта, проводятся общерегиональные недели антикоррупционных инициатив, функционирует Молодежный инициативный антикоррупционный центр при уполномоченном, успешно действуют студенческие антикоррупционные комиссии вузов, а также Межвузовская комиссия по вопросам противодействия коррупции при региональном совете ректоров вузов. На площадке опорного вуза Ульяновской области – УлГУ – создается проектный офис экспертно-аналитического сопровождения антикоррупционной деятельности.

Следует напомнить тот факт, что Ульяновская область по-прежнему является единственным субъектом Российской Федерации, где учреждена должность уполномоченного по противодействию коррупции. Отличительной особенностью является также факт участия большого числа жителей региона в антикоррупционных мероприятиях. Достаточно сказать, что с 2009 года по инициативе губернатора во всех муниципальных образованиях региона и исполнительных органах госвласти действуют общественные советы, комиссии, рабочие группы по профилактике коррупции. В их составе преобладают представители институтов гражданского общества и общественного контроля, научных, образовательных организаций и экспертного сообщества.

Во всех населенных пунктах Ульяновской области работают общественные представители уполномоченного по противодействию коррупции. Общее число жителей региона, принимающих участие в работе по профилактике коррупции, превышает три тысячи человек.

В рамках совершенствования антикоррупционной деятельности в Ульяновской области внедрен в практику работы типовой Кодекс этики и служебного поведения работников организаций, подведомственных органам власти. В документ включен раздел, устанавливающий правила их поведения в сфере планирования и осуществления закупок, разработан перечень зон повышенного коррупционного риска. Сформирован Общественный антикоррупционный договор, к реализации положений которого только в минувшем году присоединились свыше одной тысячи организаций. В список входят также Кодекс антикоррупционного поведения жителя Ульяновской области, Кодекс этики ульяновского студента, Клятва чести и достоинства, Концепция антикоррупционного воспитания учащихся, учебный курс «Антикоррупционная культура педагога».

Тем временем в органах государственной и муниципальной власти произошло формирование организационной структуры по противодействию коррупции. Вопросы профилактики коррупции вошли в число обязательно выполняемых действий органов власти. Это позволило обеспечить на практике исполнение требований антикоррупционного законодательства.