«Строил город боярин Богдан Хитрово Алексея царя повелением…» (П.А.Александров, «Симбирск», 1898)
***
6 (16 по н.с.) мая 1615 года принято считать днем рождения основателя Симбирска Богдана Матвеевича Хитрово. Если год его рождения известен точно, то о дате, не зафиксированной в сохранившихся документах, можно судить лишь предположительно. Предположения эти основаны на том, что при крещении будущий боярин получил имя Иов, а день святого Иова отмечается именно 6 мая. И то, что имя это не является традиционно русским, и то, что, начиная с детства, Хитрово звали именем Богдан, лишь подтверждает догадку: имя Иов было дано не по выбору родителей, а взято из святцев. Так это или нет, но другой даты у нас нет. О людях, достойных памяти, принято говорить в день их рождения. Как же не вспомнить основателя Симбирска-Ульяновска? Сделаем это накануне 16 (6) мая.
Не стану на этот раз предлагать обзорный материал. Был такой год назад. Возможно, не самого высокого уровня, далеко не полный, но – был. Некоторые выдержки из работ разных авторов, посвященные Б.М.Хитрово, помещены под фотографиями. В качестве же основной темы появилось желание обратиться к одному источнику. И есть на то веские причины, которые попытаюсь изложить в этом предисловии.
Воевода, глава Оружейного приказа и прочая, прочая, боярин Богдан Матвеевич Хитрово – деятель общероссийского масштаба. Основание Симбирска и Карсуна – лишь один пункт в длинном списке его свершений и заслуг, возможно, – не самый значительный. Но для жителей нашего города он, прежде всего, является человеком, положившим начало Симбирску-Ульяновску. За это – главная ему благодарность.
Неудивительно, что к личности Б.М.Хитрово обращались многие симбирские и ульяновские историки, краеведы, писатели. Не будем проводить сравнительный анализ их исследований, но несомненно, что огромный вклад в изучение жизни и деятельности основателя Симбирска; мест, предметов и обстоятельств, связанных с его именем; в заполнение белых пятен его биографии внес Александр Николаевич Блохинцев (см. материал о нем от 19 марта). Многие собранные им сведения о Хитрово и начальном периоде существования Симбирска были дополнены и уточнены другими исследователями, занимавшимися этой темой: Ю.Д.Ефимовым, В.А.Гуркиным и другими. Это, конечно, никак не умаляет заслуг Александра Николаевича. Мало кому удалось так глубоко погрузиться в историю жизни этого замечательного человека и, хотя бы отчасти, оплатить долг памяти от имени основанного им города.
Есть еще одно обстоятельство, которого хотелось бы коснуться. Часто встречается упоминание о том, что А.Н.Блохинцев нашел утраченную могилу Богдана Матвеевича Хитрово. Строго говоря, это не совсем так. Захоронение Хитрово невозможно было «обрести», поскольку оно, в сущности, никогда и не терялось. В смысле, не было разрушено, перенесено или даже окончательно забыто, находясь изначально, с 1680 года, в северо-восточном подалтарье Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря. Речь, скорее, о некой путанице, казусе, в разрешение которого Александр Николаевич внес окончательную ясность.
В 1898 году симбирский летописец Павел Любимович Мартынов указал в книге «Город Симбирск за 250 лет его существования», в главе, посвященной Б.М.Хитрово, что «в настоящее время место его могилы неизвестно». Зная добросовестность ученого-архивиста, факт проработки им огромного количества документальных материалов при написании книги, можно не сомневаться: это утверждение не «взято с потолка», а почерпнуто из источника, увы, оказавшегося недостоверным. Проверить же факт наличия или отсутствия захоронения, находящегося в Москве, он, видимо, не мог. Да и сроки поджимали: большой труд написан всего за один год, к юбилею Симбирска.
Справедливости ради отметим: далеко не все, даже симбирские авторы, современные П.Л.Мартынову, были с ним согласны. Так, А.М.Матвеев и Д.А.Горчаков в брошюре «Строитель Симбирска боярин Богдан Матвеевич Хитрово», изданной в Симбирске в том же 1898 году, писали о могиле Хитрово, как о «доныне сохранившейся» (см. текст к фото 9).
Но такова уж сила печатного слова и влияния авторитетов. Уже в советское время не редкостью было прочитать историю об «утраченной» могиле. Да что там «в советское»… Буквально на днях, перечитывая материалы о Б.М.Хитрово, обнаружил две современные, сравнительно недавние статьи. Повторяя друг друга, они (не будем называть авторов) сообщают о «затерявшейся» могиле оружейничего.
Летом 1967 года А.Н.Блохинцев побывал в Новодевичьем монастыре. Спустившись в подклеть, он, к своему удивлению, увидел среди надгробий XVI – XVII вв. могилы Богдана Матвеевича и его жены Марии Ивановны Хитрово. Целые, хоть и не идеальном состоянии, с сохранившимися надгробиями и надписями на них, более того – с современными информационными табличками. Что убедительно показывает: могилы не были не только «утрачены», но и окончательно забыты. По крайней мере – служителями некрополя (музея). Сообщения Александра Николаевича об увиденных захоронениях, фотографии надгробий, сделанные по его просьбе ульяновским фотографом Михаилом Алексеевичем Кубаревым, помогли устранить это так долго длившееся недоразумение.
Впрочем, лучше почитать, что пишет о жизни и свершениях Богдана Матвеевича Хитрово, о строительстве и первых годах существования Симбирска, а также об истории с «утратой» и находкой могилы его основателя сам Александр Николаевич Блохинцев. В 1980 году, к 300-летию со дня смерти Б.М.Хитрово (27 марта / 6 апреля 1680 г.) им была написана рукопись. Статья эта не издавалась. Возможно, она использовалась автором как материал для лекции или, что более вероятно, для телепередачи из цикла «Беседы о родном крае», которые А.Н.Блохинцев вел на ульяновском телевидении 7 лет. Первая из них прошла в августе 1981 года и была посвящена Богдану Хитрово.
Сейчас этот текст, в виде 17 ветхих машинописных листов, с личной подписью А.Н.Блохинцева, хранится в фондах краеведческого отдела Дворца книги. К ним приложена фотография могилы Б.М. и М.И.Хитрово, сделанная М.А.Кубаревым в 1970 году (фото 1). Текст этой статьи, с небольшими сокращениями, по ссылке и в документах группы.

Фотография, приложенная к рукописи А.Н.Блохинцева 1980 года.
Текст, написанный на обороте снимка:
«Могила Б.М.Хитрово и могила его жены М.И.Хитрово в подклети Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, найденная мной 24 июля 1967 года. Вместе с Б.Хитрово похоронена (ранее) его дочь Ирина.
Фотография по моей просьбе сделана М.А.Кубаревым 24 февраля 1970 года.
А.Н.Блохинцев (подпись), 6.03.1980 г.».
Из фондов краеведческого отдела УОНБ.

«Герб рода Хитровых»
«Общий гербовник дворянских родов Российской империи», часть 1, утвержден 1 января 1798 г.
До этого герб рода Хитрово был иным: рука с мечом и две скрещенные с ним сабли в венке из листьев.

«Родоначальник Едуган [Еду-хан], по прозванию «сильно хитр», выехал из Золотой Орды во 2-ой половине XIV века, принял крещение с именем Андрея, потом иночество с именем Анфим и скончался схимником с именем Иоанна. Он был родственник Солохмира [Салахмира], выехавшего из Орды в 1371 г. и женившегося на дочери Рязанского князя Олега Ивановича, Анастасии. В потомстве Едугана-Андрея Хитрово… было четыре брата, и от них произошли дворяне Хитрово: калужские, болховские, алексинские. Из потомков их, Дементий Елизарович Хитрово убит в 1604 г. в Белгороде за верность отечеству: он не присягнул Лжедмитрию I. Василий Елизарович, убит под Москвою, в 1618 году…, когда польский королевич Владислав Сигизмундович… подступал к Москве; а Матвей Елизарович Хитрово был алексинским дворянином и отцом строителя Симбирска… Он состоял в браке с Пелагеей Алексеевной. От этого брака, в 1615 г., в начале мая, родился Богдан Матвеевич. В старину было в обычае давать младенцу имя святого, на день памяти которого дитя родилось. … Так было и с Богданом Матвеевичем. Данное ему в крещении имя было Иов, в честь св. Иова Многострадального, память которому празднуется 6 мая; но впоследствии он всегда носил русское имя Богдан…».
А.М.Матвеев, Д.А.Горчаков «Строитель Симбирска боярин Богдан Матвеевич Хитрово», Симбирск, 1898

1) Икона Живоначальной Троицы из Троице-Лютикова монастыря (Калужский художественный музей).
2) Фрагмент иконы с предполагаемым изображением Б.М.Хитрово.

«Много старинных книг и ценных икон было подарено им в Перемышльский Троице-Лютиков монастырь. Этот монастырь, основанный ещё в XVI веке, находился недалеко от родового имения Б.М.Хитрово. Хитрово много сделал для восстановления монастыря – посылал в дар колокола, иконы работы мастеров Оружейной Палаты, делал большие денежные пожертвования. Возможно, этим и объясняется, что в стенах монастыря хранилась икона, на которой, как считает П.В.Безсонов, находится единственное дошедшее до нас изображение Б.М.Хитрово. Монастырь был разрушен в двадцатые годы XX века, но икона сохранилась и находится в коллекции Калужского областного художественного музея».
В.А.Гуркин «Оружейничий Богдан Хитрово»

В.Я.Чуенко. Портрет боярина Богдана Матвеевича Хитрово.

«Эта замечательная личность имеет не только местный интерес, как человека, с именем которого тесно соединен Симбирск, но является видной и в истории Московского Государства. Боярин Хитрово был деятелем на многих поприщах: мы его встречаем воином, дипломатом, придворным, хранителем художественных произведений и администратором. Он пользовался расположением трех Государей и почти всю свою жизнь провел при Дворе. Его блестящая карьера протекала не шаблонно: кроме обычных для того времени воеводства, заведывания Приказом, Богдан Матвеевич занимал место начальника Оружейной Палаты, представлявшей в ту эпоху, так сказать, Академию Художеств. Оружейная Палата сосредоточивала в себе все русское самобытное искусство… И боярин Хитрово проявил тонкий эстетически вкус и глубокое понимание искусства в той особенно отрасли, которая наиболее почиталась на Руси – в иконописи…».
В.Щербакова «Замечательная личность XVII века» («Симбирская церковная старина», вып.2, Симбирск, 1915)

1) Симбирская засечная черта между Карсуном и Симбирском на карте 1760-х гг.
2) Современный вид участка Симбирской черты у с.Б.Урень (гор.Уренск, выделен на карте красным) с башенным выступом. В.А.Гуркин «Лики земли Симбирской…», Ульяновск, 2015.

«В 1647 г. его направляют воеводою в Атемир и поручают основать на юго-восточных рубежах России военные укрепления – остроги. …Работы в степном Поволжье велись до 1654 года. …Был обведен земляным валом Керенск, отстроены Корсунь и Симбирск. По черте от Симбирска было воздвигнуто 8 городов, причем «работы по черте открылись одновременно в разных местах». Это дает основание считать, что Хитрово была продумана и заложена система оборонительной Симбирской черты. К тому же воевода играл большую роль в строительстве и заселении городов, в освоении края. Нужно было привлечь людей, организовать их труд (а «работных людей у валового оборонного дела было до 1654 г. во всякое лето 3326 и по 4898 чел.»), расселить служилых людей в построенных острогах, наладить их быт, организовать службу, привлечь местные народы…».
И.А.Селезнева «Российский государственный деятель XVII века Б.М.Хитрово» (Журнал «Вопросы истории», 1987, №1)

Иллюстрация В.А.Таранова к книге И.А.Таранова «Как Богдан Хитрово Симбирск строил», Ульяновск, 2006.
«Вскоре следует царский указ о продолжении строительства черты… Есть ряд документов, в частности, указание Курмышскому воеводе от 30 января 1648 года: «По нашему указу велено окольничему нашему и воеводе Богдану Матвеевичу Хитрово да дьяку нашему Григорию Кунакову быть на нашей службе для городного и засечного строения от нового города Корсуна от реки Барыша до реки Волги… а збираться им с нашими ратными людьми на Алатыре…».
В.А.Гуркин «Оружейничий Богдан Хитрово»

«Царский указ от 10 февраля 1648 г. не указывает точно, где именно должны быть построены новые города; он, по-видимому, предоставляет окольничьему Хитрово самому избрать конечные пункты новой засечной линии… Следовательно Симбирск обязан исключительно Хитрово своим существованием на таком прекрасном, живописном месте. По всей вероятности, основатель Симбирска избрал это место, главным образом, потому, что оно находится на высоком холме и в стратегическом отношении имеет много преимуществ…; при построении же как всей новой засечной линии, так и города Симбирска, имелись в виду, прежде всего, военные цели – защита вновь заселяемого края от набегов инородцев».
П.Л.Мартынов «Город Симбирск за 250 лет его существования», Симбирск, 1898

Иллюстрация В.А.Таранова к книге И.А.Таранова «Как Богдан Хитрово Симбирск строил», Ульяновск, 2006.

«Всегда точный и энергичный по службе, он является в низовьях Волги в том же году, выбирает место для нового города, и на высокой горе правого берега Волги быстро сооружает 4-угольное городовое укрепление с 6 башнями и двумя воротами, окружив его, по образцу московского Кремля, глубоким и широким рвом. Синбирск (Симбирск) получил свое бытие, и в нем, как это было везде при основании города, сооружен был и храм. С построением Симбирска Богдан Матвеевич начал и возведение Симбирской черты – земляного вала… и расположенных по валу в разных пунктах укреплений, или, как их тогда называли, «Городков». Строение Симбирска и возведение черты оживило этот край и заняло много рабочих рук».
А.М.Матвеев, Д.А.Горчаков «Строитель Симбирска боярин Богдан Матвеевич Хитрово», Симбирск, 1898

«…Из многих актов того времени… видно, что окольничий Хитрово «с товарищи» прибыл на место… в том же 1648 году и немедленно приступил к исполнению царского указа, положив прежде всего основание городу на крайнем пункте Волги – Симбирску, и от него повел черту… к им же отстроенному, за год перед тем, городу Карсуну. …Долго ли строился Симбирск – неизвестно, но из сохранившейся «строельной» книги Симбирска видно, что в 1652 г. он был уже совершенно отстроенным городом».
П.Л.Мартынов «Город Симбирск за 250 лет его существования», Симбирск, 1898

Иллюстрация В.А.Таранова к книге И.А.Таранова «Как Богдан Хитрово Симбирск строил», Ульяновск, 2006.

«Новый город был укреплен старательно, согласно всем требованиям военного искусства той эпохи: на самом возвышенном месте стоял кремль, затем следовал острог с посадами, окруженный рвом и тыном. Симбирск расположен на живописном урочище, от которого и получил свое название: предполагают, что здесь находи¬лось одноименное болгарское или мордовское поселение…».
В.Щербакова, 1915 «Замечательная личность XVII века» («Симбирская церковная старина», вып.2, Симбирск, 1915)

«В течение весны и лета 1648 года Б. Хитрово находится в Симбирске и руководит строительством городской крепости и острогов засечной черты. В частности сохранилось письмо, отправленное им 30 июня царю о городских делах. И лишь осенью 1648 года Хитрово возвращается в Москву».
В.А.Гуркин «Оружейничий Богдан Хитрово»

1) Надгробие Б.М.Хитрово. Журнал «Архитектура и строительство России», 1991, №2.
2) Могилы Богдана Матвеевича и Марии Ивановны Хитрово в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. hautiev-sh.livejournal.com, 2013 г.

«Он погребен под Смоленскою соборною церковью Московского Новодевичьего монастыря; в том соборе, с правой стороны, еще в конце прошлого столетия, существовала надгробная надпись над могилой Б.М.Хитрово, но затем эта надпись исчезла, так что в настоящее время место его могилы неизвестно».
П.Л.Мартынов «Город Симбирск за 250 лет его существования», Симбирск, 1898

«1680 года, 27 марта, Богдан Матвеевич скончался в Москве, в своем доме. …Он погребен в Московском Новодевичьем монастыре. … Строителю Симбирска Б.М.Хитрово Новодевичий монастырь был как бы родственным, заменяя собой Лютиков монастырь. Это потому, что, построив Симбирск, Богдан Матвеевич не мог равнодушно относиться к дальнейшей жизни его и, несомненно, был в сношениях с симбирцами, а Новодевичий монастырь имел тесную связь с Симбирском, владея пожалованными ему под Симбирском вотчинами и рыбными ловлями… Конечно, и симбирцы имели сношения с монастырем, делали вклады и хоронились в нем. … Раньше Богдана Матвеевича здесь была погребена его младшая дочь младенец Ирина. …Тело Богдана Матвеевича погребено в усыпальнице под соборным храмом обители… На могиле Богдан Матвеевича такая, доныне сохранившаяся, надпись: «Лета 7188 марта в 27 день на память святые матери нашей Матроны Селунския преставился болярин и дворецкий и оружейничий Богдан зовомый Иов Матвеевич Хитрово в 3 часу дня в первой четверти, да тут же погребена и дщерь его младенец Ирина».
А.М.Матвеев, Д.А.Горчаков «Строитель Симбирска боярин Богдан Матвеевич Хитрово», Симбирск, 1898

Александр Николаевич Блохинцев. ГАУО, УОНБ.
«Александр Николаевич Блохинцев работал в Ульяновске в обществе «Знание», в Художественном фонде. Дома в свободное время делал копии картин известных художников, возглавлял и поставил на высокий уровень работу экскурсионного бюро. … С 1967 года дядя являлся ответственным секретарём областного общества охраны памятников и проводил огромную работу по их охране. Вёл беседы на телевидении «О родном крае».
Александр Николаевич был инициатором и организатором Пушкинских праздников в Языково, Ивашевских праздников в Ундорах, Огаревских дней в селе Проломиха. Дома в праздники и выходные продолжал работать, читал, писал. Я часто видела дядю среди книг, кучи бумаг, писем.
Александр Николаевич много работал в области исторического и литературного краеведения, вёл активную переписку с Д.И.Архангельским, Т.А.Жиркевич, с потомками В.П.Ивашева. Именно он обнаружил в Москве захоронение Богдана Хитрово – основателя Симбирска».
Из воспоминаний И.А.Блохинцевой