Вступили в действие новые тарифы ОСАГО. Стоимость страховки при прочих равных теперь может отличаться на 40 процентов. Рост тарифов, считают аналитики, приведет к отказу части автовладельцев от автогражданки и росту поддельных полисов, что сделает неработающей всю систему обязательного страхования.

Новые тарифы действуют с 9 января. Тарифный коридор расширяется на 20 процентов вниз и на столько же вверх. Минимальная ставка базового тарифа для легковых автомобилей граждан установлена в размере 2746 рублей, верхняя граница повышена до 4942 рублей (ранее действовал диапазон в 3432 – 4118 рублей).

По указанию Центробанка система коэффициентов «возраст-стаж» (КВС) теперь будет разделяться на 58 категорий вместо четырех. Так, для водителей возрастом от 16 до 21 года максимальный коэффициент увеличивается с 1,8 до 1,87. В то же время для опытных водителей в возрасте от 59 лет и со стажем вождения от шести лет КВС будет снижен до 0,93, что равно скидке в семь процентов.

Изменяется и расчет коэффициента «бонус-малус» (надбавка за аварию, КБМ). Он будет назначен водителю раз в год 1 апреля без перерасчета в течение этого времени. Также новая система безопасности предполагает сохранение всех накопленных скидок.

Реформа автогражданки на этом не остановится: осенью 2019 года ожидается очередное расширение тарифного коридора (до 30 процентов), а ещё через год его планируется растянуть до 40 процентов.

В Центробанке РФ заявили, что к 2021 году коэффициенты мощности и территории могут быть отменены. Отмена территориального коэффициента может произойти в 2020 году. Основная идея реформы — привнесение в страховые тарифы «справедливости». По плану, те водители, которые попадают в аварии чаще, будут платить больше, и наоборот.

В ЦБ оценили, что нынешнее 20-процентное расширение тарифного коридора увеличит среднюю стоимость полиса не более чем на 1,5 процента. Автоаналитики настроены куда менее оптимистично, ожидая фактическое увеличение стоимости полиса на 10-30 процентов.

Новые тарифы ОСАГО заставят водителей приобретать поддельные полисы автогражданки либо вовсе отказываться от страховки. Тревогу разделяют в ГИБДД. Особенно это касается владельцев старых автомобилей — мало кто из них хочет отдавать за страховку половину стоимости машины.

Все это всерьёз подрывает сам институт обязательного страхования автогражданской ответственности. Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, получить с него компенсацию почти невозможно. В таком случае зачем страховаться самому?