Часть 1:  «…Порт в Ульяновске будет одним из крупнейших на Большой Волге». Brandergofer: На строительство речного порта. 1952-1954

Часть 2:

НОВЫЙ УЛЬЯНОВСКИЙ ПОРТ
(«Правда» от 20 июля 1954 г.)
В подгорной южной части Ульяновска ведется строительство нового речного порта. Когда будет возведена плотина Куйбышевской ГЭС, уровень Волги возле Ульяновска поднимется на 16-18 метров, и порт окажется на берегу Куйбышевского моря…
Сейчас на строительной площадке кипит работа. Подходит к концу возведение причальной стены. На 10-метровую глубину вбиты тысячи тонн стального шпунта. Создается искусственная площадка высотой 12 метров и площадью в 80 гектаров. …Напротив причальной стены возводится волноломная дамба. В нее будет намыто свыше миллиона кубометров грунта. Дамба наполовину уже готова. Затем начнется крепление откосов дамбы железобетонными плитами и камнем. Одновременно строятся жилые дома для речников. Вблизи порта уже возникла новая улица – «Первая портовая». По склонам Волги пройдут асфальтированные дороги, которые свяжут город с речным вокзалом. Пассажиры смогут во время стоянки пароходов осмотреть ленинские места…
В.Молчанов
***
Было бы ошибочно представлять сооружение порта, как сплошную череду трудовых побед. В 1955 году темпы строительства заметно снизились. Областная газета одну за другой публиковала резкие критические стати:
ПРЕОДОЛЕТЬ ОТСТАВАНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ РЕЧНОГО ПОРТА
(«Ульяновская правда» от 24 мая 1955 г.; работники обкома КПСС и редакция газеты)
…Один из новых крупных портов строится в Ульяновске. Первая его очередь с механизированными грузовыми и пассажирскими причалами, зданиями лоцманской и других служб должна быть сдана к навигации будущего года.
Эта важнейшая стройка ведется неудовлетворительно. В 1-м квартале вместо 27 тысяч кубометров земляных работ произведено только 14 тысяч. Медленно ведется планировка причалов. Недопустимо затянулось строительство магазина, двух жилых домов, общежития. Из 70 объектов комплекса ни один не сдан в эксплуатацию, хотя многие начаты более двух лет назад…
В текущем году волнолом должен быть покрыт бетонными плитами. Хотя облицовка начата еще в феврале, уложено только 1300 кубометров из 33.000. Руководители управления строительства занимались бесполезной перепиской с министерством, а время было упущено. С большим опозданием был построен и пущен бетонный завод. Местность вокруг волнолома в время паводка заливается водой. Управление не позаботилось о сооружении подъездных путей к волнолому, и он оказался отрезанным от основной стройки…
Крупным недостатком является слабая механизация. На бетонном заводе загрузкой песка и гравия занято 12 рабочих, которых могут с успехом заменить транспортеры. Кустарным способом ведется планировка откосов. Следует быстрее установить многоковшовые экскаваторы, которые давно получены…
***
РЕШАЮЩИЙ ПЕРИОД НА СТРОЙКАХ БОЛЬШОЙ ВОЛГИ
(«Ульяновская правда» от 11 октября 1955 г.)
…На многих участках работ, связанных с подготовкой к затоплению зоны Куйбышевского водохранилища, допущено большое отставание. Особенно неблагополучное положение сложилось на строительстве речного порта. За 8 месяцев годовой план строительно-монтажных работ выполнен только на 46%. Медленно ведется бетонирование волнолома. Из 22 тысяч кубометров бетона в него уложено только 10 тысяч. Отстают планировочные работы на откосах волнолома, не выполняются задания по планировке и креплению откосов набережной, по строительству причалов. Допускаются большие простои рабочей силы и оборудования. Мощности бетонного завода используются только на 50%…
В «Ульяновской правде» уже критиковались эти и другие недостатки… Недавно бюро горкома КПСС обязало руководителей управления строительства порта к 15 ноября завершить планировочные работы, до конца года уложить в тело волнолома 22 тысячи кубометров бетона, закончить мощение волнолома…
***
О ТОМ, ЧТО СДЕРЖИВАЕТ ТЕМПЫ ВАЖНОЙ СТРОЙКИ
(«Ульяновская правда» от 10 февраля 1956 г.)
Строители речного порта в минувшем году должны были закончить сооружение причальной набережной, пассажирского причала, укрепить волнолом. Но эти работы сорваны… Не лучше положение и в жилищном строительстве. Из пяти зданий сдано в эксплуатацию лишь два. В 1955 году на строительство порта было ассигновано 15 миллионов рублей, а освоено немногим более 10 миллионов.
Весной воды Куйбышевского водохранилища подойдут к сооружаемым объектам. Чтобы встретить паводок во всеоружии, нужно в первую очередь завершить строительство причальной набережной. Однако сооружение ее ведется черепашьими темпами… С большими перебоями работает бетонный завод; из трех бетономешалок работает лишь одна… До весеннего паводка у подошвы волнолома нужно замостить камнем 10.000 кв. метров и уложить в откосы 17.000 кубометров бетона. Между тем, планировка откосов и бетонирование идут медленно… Экскаваторы, бульдозеры, тракторы часто бездействуют… О подвозке к объектам стройматериалов управление стройпорта не проявляет никакой заботы…
Много неурядиц в бытовом обслуживании рабочих. Общежития переполнены, заняты даже красные уголки. Отсутствуют элементарные бытовые удобства. Рабочим негде умыться. Постельное белье меняется редко. Радио работает плохо. В комнаты, где живут девушки, нередко приходят пьяные хулиганы…
А.Якушевский, Г.Епифанов, И.Соколенко
***
В 1956 году строители наверстали упущенные темпы, и сооружение порта полным ходом двинулось к завершению.
НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ РЕЧНОГО ПОРТА
(«Ульяновская правда» от 19 июня 1956 г.)
С дощатого спуска Минаева хорошо видна панорама строительства Ульяновского речного порта. Справа стоят аккуратные двухэтажные домики. В них живут строители. Здесь же сооружены клуб, столовая, магазин. Чуть ниже расположены производственные помещения и склады. Затем начинается территория строительства. Она представляет большое кольцо окружностью более 4-х километров. Внутри его расположена огромная чаша. Это – будущая акватория порта. Сейчас на ее дне еще пасутся коровы. Но скоро сюда придет вода. Тогда это будет место стоянки судов. Собственно, вода уже затопила бы чашу, но путь ей преградили две временные земляные перемычки…
Наиболее важный участок стройки – волнозащитная дамба. Ее длина почти два километра, ширина у основания 60-70 метров, высота – свыше 16 метров. В тело дамбы намыто более миллиона кубометров песка. Сейчас ведется бетонирование дамбы со стороны акватории… Новый порт оборудуется комплексной механизацией погрузочно-разгрузочных работ. Сейчас идет сборка трех портальных кранов грузоподъемностью 10 тонн каждый. Всего будет установлено 10 таких кранов… Строители завершают подготовку причальной стенки. Заканчивается также сооружение лоцманского причала. Бетонируются откосы набережной пассажирского причала. Ведется подготовка к сооружению железнодорожной ветки…
Коллектив строителей настойчиво набирает темпы. В теплые дни июня работа пошла заметно быстрее. В навигацию 1957 года новый порт должен вступить в строй действующих.
***
НАВИГАЦИЯ В НОВОМ ПОРТУ. Беседа с зам. начальника порта В.И.Фроловым
(«Ульяновская правда» от 7 апреля 1957 г.)
Навигация этого года будет проходить в особых условиях. К концу апреля, после вскрытия Волги, вода поднимется на 3 метра, а к концу мая достигнет проектной 53 отметки и станет выше прошлогодней на 7 метров. Эксплуатация судов, проводка плотов в условиях высоких волн станут более сложным делом…
Другая особенность предстоящей навигации заключается в том, что грузовое и пассажирское движение полностью переносится в новый речной порт. Выше моста останется лишь речная переправа. Перевозка автомашин будет осуществляться прежним колесным паромом «Ульяновск». Возможно, на переправе начнет работать и самоходное судно…
На территории нового речного порта уже построены склад для приемки и хранения грузов, здание товарной конторы. На пловучих дебаркадерах будут находиться кассы, комнаты ожидания и отдыха, буфеты, ресторан, читальня. Для транзитных пассажиров оборудуется гостиница каютного типа со всеми удобствами.
Ульяновский порт будет располагать собственным грузовым и пассажирским флотом. К порту впервые приписаны 15 барж и три буксирных судна. Они прибудут сразу после вскрытия Волги. Не будет задержки с погрузкой и выгрузкой грузов. Вдоль причальной стенки устанавливаются семь электрических кранов грузоподъемностью 5 и 10 тонн. С первых дней навигации откроется несколько новых пассажирских линий. Самая большая из них, протяженностью 180 километров, – Мелекесс-Ульяновск…
***
1 мая 1957 года, в статье «Праздничный Ульяновск», областная газета сообщила: «…Большое событие произошло в Ульяновске накануне 1 Мая. В новый порт пришел первый пароход. А это значит, что Ульяновский речной порт, один из крупнейших на Куйбышевском море, вступил в строй действующих! Надо было видеть лицо матроса Николая Гудкова, когда он впервые в новом порту ловко поймал швартовый трос, брошенный ему с дизель-электрохода «Чайковский»!
***
ТЕХНИКА НОВОГО ПОРТА
(«Ульяновская правда» от 19 мая 1957 г.)
Новый Ульяновский порт богато оснащен техникой. В порту есть краны, которые поднимают 10 тонн. Кабины их хорошо оборудованы, зимой обогреваются, крановщик, сидящий в удобном кресле, имеет хороший обзор…
Порт живет кипучей жизнью. Краны разгружают уголь, гравий, цемент, контейнеры. Территория порта подготавливается для асфальтирования, устанавливаются электрические фонари, заканчивается прокладка железнодорожного пути к причалам. Каменщики мостят дорогу в порт, по которой будут ходить автобусы и грузовые машины. В порту много пассажиров, то и дело приходят и уходят пароходы, ни один причал не пустует.
В.Травов, крановщик Ульяновского порта
***
В УЛЬЯНОВСКОМ ПОРТУ
(«Ульяновская правда» от 4 июня 1957 г.)
Непрерывен трудовой день Ульяновского речного порта. Его грузопотоки увеличиваются с каждым днем. Портовики разгружают цемент, гравий, щебень, лесоматериалы для строек. Суда доставляют в Ульяновск много товаров народного потребления – мануфактуры, макаронных изделий, рыбных консервов… Портовики отгружают в разные районы страны продукцию ульяновских предприятий. Завод «Контактор» отправляет электроаппаратуру, Володарский район – дождевальные машины, мельничный завод – муку.
Через несколько дней в порт начнут ходить автобусы: заканчивается строительство дороги, которая свяжет центр города с портом кратчайшим путем. Завершается строительство железной дороги в порт. С вводом в эксплуатацию этих дорог поток грузов в порт и из порта резко возрастет…
А.Гусаров
***
ПОРТ МОЛОДОГО МОРЯ
(«Ульяновская правда» от 16 июля 1957 г.)
…Неумолчно стоит над портом разноголосый шум – грохочут краны, стрекочут катера, слышатся громкие команды. И все это покрывают пароходные гудки. В акватории, отделенной волноломом, тесно от судов. Вот, высадив пассажиров, к грузовому дебаркадеру подходит красавец-электроход; от маленького причала отваливает катер озерного типа, у причальной стенки пловучий дом отдыха, а рядом швартуется баржа с гравием.
Прибыл груз. В работу включаются люди и механизмы. Груз, прибывший большой скоростью с пассажирским пароходом, носят грузчики. С барж и самоходок груз переносят на берег мощные портальные краны – гордость портовиков – четыре 5-тонных и два 10-тонных…
Речники получили весной порт от строителей не полностью готовым к эксплуатации. Еще шел монтаж кранов, не было железнодорожного и автомобильного подъездов, складов. А дело не ждало. Волга вскрылась, пошли суда. Начали навигацию с тем, что имели…
В июне дела стали поправляться. Строители проложили мощеную дорогу, и вереница автомобилей потянулась в порт. Завод «Контактор» первым стал уверенно использовать водный путь. Увеличился грузовой флот. Уже восемь 1000-тонных барж стали возить стройматериалы. Буксиры водят караваны из двух-трех барж. Строители, наверстывая упущенное, провели железнодорожную ветку, покрыли склад, асфальтируют просторную площадку.
Речники рассчитывают до конца навигации наверстать упущения первых месяцев. В июле они начнут выполнять заказы по перевалке грузов; водным путем отправлена первая партия автомобилей Ульяновского автозавода.
В.Шкотов
***
ПРОЩАЛЬНЫЕ ГУДКИ
(«Ульяновская правда» от 17 ноября 1957 г.)
В четверг вечером ульяновцы долго слышали прощальные гудки дизель-электрохода «Композитор Глинка». Они оповещали о том, что навигация 1957 года для пассажиров закончена. Скоро на Волге появится лед.
За лето в Ульяновске побывало более двух тысяч пассажирских судов – намного больше, чем в прошлом году. Коллектив пассажирского вокзала проделал большую работу по обслуживанию трудящихся города. За лето было организовано более 10 экскурсий по Куйбышевскому морю. Экскурсии на Куйбышевскую ГЭС совершили железнодорожники, учителя, комсомольцы города.
Грузовое движение по Волге продолжается. В пятницу буксирный пароход «Ваня-коммунист» привел в порт пять барж с гравием для нового строительства города. Этой же ночью теплоход «Чапаевск» доставил Ульяновску 120 контейнеров промышленных и продовольственных товаров. Паром грузовой переправы «Ульяновск» и пассажирский теплоход линии порт – Володарский район будут работать до ледостава.
А.Гусаров
***
В первые годы работы нового порта в нем еще не было привычного теперь здания речного вокзала. Эту функцию выполнял пришвартованный к причалу дебаркадер. Новый речной вокзал открылся 29 мая 1965 года. Его строительство и открытие – отдельная история, к которой, будем надеяться, еще обратимся.
***
PS. «22 января на аппаратном совещании и.о. главы администрации Ленинского района А.Анюров доложил…, что на Волге появится новый речной порт с современной пристанью. «Потребность в речном вокзале возникла из-за невозможности остановки в Ульяновске больших круизных судов. Такая пристань позволит наладить водное сообщение и повысить туристическую привлекательность нашего города», – говорится в сообщении на сайте администрации».
(Улпресса, 27 января 2019 г.)
____________________
А.И.Титовский. Из серии «Строительство речного порта в Ульяновске»:
1) На строительстве волнолома. 1950-ые гг.
2) Скреперы на отвале земли (на месте современного здания речного вокзала). 1957.
УОКМ

А.И.Титовский. Из серии «Строительство речного порта в Ульяновске»:
1) Устройство третьего этажа волнолома. 1950-ые гг.
2) Этажи намыва волнолома. 1954.
УОКМ

А.И.Титовский. Из серии «Строительство речного порта в Ульяновске»:
1) Забивка шпунтов электрическим копром. 1950-ые гг.
2) Сооружение причальной и анкерной стен. 1950-ые гг.
УОКМ

А.И.Титовский. Из серии «Строительство речного порта в Ульяновске»:
1) Подготовка арматуры под бетонирование откоса берега. 1956.
2) У новых берегов (на подступах к речному порту). 1950-ые гг.
УОКМ

А.И.Титовский. Монтаж первого портального крана.
«Ульяновская правда» от 22 января 1956 года

Строительство порта завершается. Фото О.П.Калашикова, 1950-ые гг.
Из архива Дарьи Дубаевой

На территории нового речного порта. Фото Ю.П.Чернышева, август 1957 года.
УОКМ

А.И.Титовский. В новом речном порту.
«Ульяновская правда» от 30 апреля 1957 года

Речной порт. Фото Ю.П.Чернышева, август 1957 года.
УОКМ

А.И.Титовский. Из серии «Строительство речного порта в Ульяновске»:
1) По дороге в речной порт. 1957.
2) Первый год работы нового речного порта.
УОКМ