Автор текста Игорь Смиркин – ульяновский скульптор. Закончил Харьковский художественно-промышленный институт, Пензенское худучилище. Какое-то время работал на Донбассе скульптором. В 1993 году вернулся в Ульяновск. В виду того, что не было заказов, пошел преподавать в училище культуры. После этого был приглашен работать в правительство главных художником области, после чего занимал должность главного художника города. Сейчас является пенсионером, но продолжает работать по призванию.
Некоторые из работ: памятник Симбирскому покровителю Андрею Блаженному, который находится на территории Спасо-Вознесенского собора, памятник адмиралу Ушакову на аллее Славы парка «Победа»,  фигура городового у музея пожарной охраны, диван Обломова на Гончарова.

1.О ЦРУшниках…Или о том как разрушить архитектурно монументальное искусство.

С нескрываемым любопытством наблюдаю, как разваливается система работы органов архитектуры. Эта «песня» мне знакома, через это прошло моё направление в искусстве, которое находится на границах Министерства культуры и Министерства строительства в сфере архитектуры, а именно архитектурно – монументальное искусство. Чтобы молодёжи (архитекторы, скульптора) было понятно, я постараюсь разъяснить, что происходит.

На заре становления молодого Советского государства, страна находилась в глубоком экономическом, культурном кризисе. На этом фоне лидеры государства озадачились созданием программ выхода страны из сложившейся ситуации. В том числе была предложена программа о монументальной пропаганде, выдвинутая в 1918 году В. И. Лениным, которая стала важнейшим агитационным средством революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил архитекторов, скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для развития советской архитектурной, скульптурной школы. Я не буду приводить примеры шедевров советской школы. Многие из них легли в копилку достояния всего человечества планеты.

В плане пропаганды были взяты образы человека-труда, защитника, всё светлое несущее веру в человека -творца. Ни для кого  не секрет, что в плане социально-культурной жизни общества были взяты вечные истины, лежащие в основе всех мировых религий. Конечно, были и перегибы, но речь сейчас идёт не о допущенных ошибках.

Сама процедура заказа, обсуждения проекта, подбора исполнителей была сложной и ответственной, потому что архитектурное или скульптурное произведение воздействовало на  сознание людей! Как однажды высказался мой преподаватель по истории искусств : «…не пошла бы армия за Македонским, если бы он не был красив как бог…».

В регионах существовали консультативные органы (из среды специалистов, имеющих мировую известность в профессиональной области). Градостроительные, художественные советы обеспечивали оптимальные условия прохождения проектов. Замечания профессионалов несли обязательный характер к исполнению. Согласно утверждённым расценкам, работа над реализацией проекта проходила в рамках стадий нескольких этапов исполнения. С выплатами обозначенных этапов.

Но вот пришёл якобы  капитализм, и системный подход, «обкатанный» десятилетиями, создающий целостную нравственно-культурную политику, пропагандирующую светлое начало человека, стал не нужен. Хаос стал править общественным сознанием.  В первую очередь была перечеркнута работа в области монументальной скульптуры. С подачи советников, приглашенных из США, был закрыт художественный фонд СССР, прекративший в 1992 году своё существование в связи с ликвидацией Союза художников СССР и распадом СССР (приказ ликвидационной комиссии Союза художников СССР № 3 от 27 апреля 1992 года). В те годы утащили всё, что можно было утащить, в первую очередь материальную базу. Союз художников СССР плавно переименовался в Союз художников РФ, и с трудом отстояв права на мастерские, сосредоточился на галерейно-выставочной деятельности. В результате часть творческой интеллигенции (художников-монументалистов) оказалась за «бортом». А это, как минимум 15 лет специального (одного из самых дорогих) образования. Да, многие перешли в  станковое искусство (скульптура малых объёмов), но многие остались, и были не востребованы. Это трагедия, господа…. как персональная так общественная!!!

Художественный фонд «приказал долго жить», и монументалисты выстроились в очередь к функционерам от архитектуры, от кого зависела возможность получения заказа. Во всех регионах нашлись очень «обласканные властью» художники. Само собой, если нет честного распределения заказа, кто-то кушает, а кто-то крошки собирает. А потеря времени и средств ведёт к забвению, а для художника, творца  – это смерти подобно (вспомним Джека Лондона «Мартин Иден»). Отличие сегодняшнего времени от Советского периода заключается в том, что в Советское время профессиональный художник считался национальным достоянием. В настоящее время Российские города лишились произведений и личностей их создающих. Потеря, не восполняемая, для нации.

  1. О подготовке художника монументально-декоративного искусства.

Скульпторов,  художников-монументалистов обучали в стране не много.  Ежегодно во всех союзных республиках скульпторов выпускалось всего около 200 человек в год. Курс, как правило, составлял 10-15 человек. Теперь представьте, какие были конкурсы на вступительных экзаменах. Обычно, начиналось образование с детской художественной школы,  затем училище, и наконец, институт (15-16 лет обучения). Государство оплачивало работу специалиста достойно,  даже были разработаны расценки, по которым оплачивались произведения художников. Но и спрос был велик, так как произведения «фильтровались» художественными советами, и не принималась работа,  пока не были устранены все замечания профессиональных художников.

Подготовка специалиста скульптора определенной квалификации проходила в два этапа:

  1. Училище – скульптор исполнитель.
  2. Институт – скульптор, художник монументально-декоративного искусства.

Квалификации обозначены в дипломах, и подтверждены творческой деятельностью.

  1. Причины

А причина в том, что государство, разрушив сектор интеллектуальной деятельности общества, оставило на усмотрение регионов и муниципалитетов разработки порядка установки на своих территориях мемориальных сооружений и скульптурных композиций, а также размера вознаграждения их авторам. А в нашей Ульяновской области никакой законодательной базы.

Хотя… в г. Москве, в муниципалитетах Самарской области имеется хоть какое-то законодательство, регулирующее правоотношения в данном виде деятельности (“Рекомендации по определению размера вознаграждения (гонорара) автора (творческого коллектива) за создание произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования, сценариев произведений. МРР-3.2.08.03-11 в г. Москве”, постановление администрации городского округа Самара от 21.09.2014 №1446 «Об утверждении Положения о порядке установки мемориальных сооружений и скульптурных композиций».

Я говорил о проблеме, но меня, как говорится, не услышали, ссылаясь на антимонопольное законодательство. Абсурдность происходящего можно продемонстрировать на примере, когда власть будет проводить торги на хирургические операции среди всего населения, не имеющего спец. образования. А последствия  деятельности дилетантов нам известны из уголовной хроники.

….Повальное увлечение косметологией привело к тому, что сложные и опасные операции стали делать дилетанты. Буквально на днях в Москве было заочно предъявлено обвинение хирургу-самозванцу, от действий которого пострадали несколько пациентов. Врача-самозванца объявили в международный розыск. (https://www.m24.ru/shows1/4/4312?utm_source=CopyBuf).

Но это касается жизни людей, а как же с культурой, нравственностью и моралью, патриотизмом? Ведь монументальное искусство и есть то универсальное средство понятное населению несущее воспитательную функцию в этой области.

4.Следствия

Из-за бездействия чиновников, а также отсутствия нормативной базы, возникает хаос в убранстве городской среды,  которую заваливают низкопробными изделиями из пластмассы. Монументальное искусство перестало быть уделом профессионалов. В главную задачу ставиться стоимость, а не качество произведения. Как говорится, чтобы было дёшево и сердито. А ведь сформулированы основы, которые ожидаются от профессиональной деятельности: «ПАМЯТНИК – Скульптура или архитектурное сооружение в память выдающейся личности, исторического события» (словарь Ожегова). «Памятник вызывает интерес к тому, кому он поставлен. Появляется желание научиться грамоте и узнать, что это за изваяние. Статуя как бы одергивает невежество. Таким образом, воздвигать памятники полезно для народа и справедливо по отношению к нации» (Виктор Гюго).

Сегодня изготовлением (не созданием!) памятников кто только не занимается: от похоронных компаний до рекламных агентств!!! Штампуется дешёвка, которая загрязняет город низкопробной продукцией.

К моему искреннему удивлению, многие архитекторы и чиновники не отличают разновидности изобразительного искусства, для них существует художник и всё, а какая квалификация не волнует. Как-то встретил на конкурсе по «изготовлению памятника» любителя с техническим образованием. Пожелал организаторам здоровья, и лечиться у сантехников. И ведь становятся победителями конкурса такие же сантехники, которые снижают стоимость работ до минимума. В результате профессионалы вынуждены по ценам конкурировать с дилетантами, а в результате страдает качество и ценность произведения.  Конкурсные комиссии, как правило, состоят из людей и чиновников, малопонимающих в специфике рассмотрения вопроса.

Ещё есть категория «деятелей», так называемых инициаторов, которые собирая средства с населения, нанимают дилетантов, которые ставят свои изделия. Со многими общаясь, пришёл к выводу, что мотивацией является жажда заработать, здесь больше подходит выражение «хапнуть».

«…Мы люди маленькие, мне предложили я согласился».  Каждое изделие этих «спецов» является оскорблением культуры городской среды.

5.Картинки

Криуши Ульяновская обл.

Завод Володарского

Керчь

Крым. Удивительно! Чиновникам нравится.

То ли пьяный, то ли испугался собаки! Ульяновск МЧС

Областная больница. Ульяновск

  • Учебник патологий, каждая деталь выполнена с нарушениями анатомии.

На открытиях этих изделий присутствовали высшие чины правительства.  Открывая подобные памятники, главы показывают свой и своих подчинённых интеллектуальный потенциал. Значит ЭТО прошло через Градосовет!

Когда я спросил, как ЭТО появилось, мне ответили: «Средства собраны на добровольные пожертвования!».

Но ЭТО влияет на сознание людей! ЭТО калечит эстетическое восприятие городской среды, вызывает неприязнь к персонажам, к изображенным событиям и личностям.

То же происходит и в области реставрации архитектурного декора, памятников. Подрядчик, закладывая немалые средства на реставрационные работы, фактически присваивает средства, нанимая субподрядчиков, или исполняя подобную работу.

6.Конкурсы

         Особое место занимает вопрос о конкурсах. Ни разу в конкурсной документации не запросили подтверждения квалификации (диплом, удостоверения членства в специализированной творческой организации). Как я уже говорил, в составе комиссии в основном присутствовали люди посторонние и далёкие от понимания вопроса, даже художники, вошедшие в состав комиссии, в ряде случаев не имели профилирующего образования. А ведь в эскизной части есть своя специфика, которую может разглядеть только профессионал. Да и само рассмотрение конкурсных материалов проходит закрыто, без защиты своих работ автором!

А создать эскиз дело не простое, в первую очередь это время. Кажется, что организаторы конкурса думают, что художник  – это человек с огромным состоянием, который может себе позволить ради удовольствия  тратить время.

7.Что делать.

  1. Создать нормативно-правовую базу на региональном уровне.

 

  1. Реанимировать работу Градостроительного совета в секции художественный совет.

 

  1. Создать МУП или подобную Художественно – промышленным мастерским ХФ СССР производственную базу.

 

К сожалению, это послание пишу я – художник, а не искусствовед и не краевед. Видимо и там наступил кризис.

Для информации,  список профессиональных скульпторов Ульяновской области. Всего 5 специалистов, которые хотели бы иметь, но не имеют работы в нашем регионе.

Бобраков С.

Клюев О.

Потапов Д.

Смиркин. И.

Усерднов Е.