Давно хотелось об этом написать – и очень своевременно появился повод: студентки юрфака УлГУ представили социальный проект по избавлению центра Ульяновска от аудиорекламы. С девушками хочется согласиться и всеми силами поддержать: больше всего раздражает на улицах «спам» не визуальный, а звуковой.

Социальный проект, названный по нынешней моде иностранными словами, «Stop Audio Spam» (SAS), представили в начале этой недели студентки Юлия Железнова и Арина Шикина.

Проект включает в себя проведение акций для привлечения внимания к проблеме, социсследования, изучение нормативной базы и судебной практики, маркетинговые мероприятия. Предлагается собрать подписи под петицией с требованием избавить Ульяновск от звуковой рекламы, обратившись в Законодательное собрание с инициативой о принятии такого закона.

Нам представляется, что самое важное девушки уже сделали – заявили о проблеме.

Ульяновску нужна настоящая программа по борьбе с засильем рекламы на улицах города. Отчасти ее вело Управление по сохранению объектов культурного наследия – ведомство требовало очистить фасады исторических зданий от слишком крупных рекламных модулей. В итоге частично улица Гончарова от кричащих вывесок избавилась, но лучше не стало. Один из ключевых перекрестков города – улиц Гончарова и Карла Маркса – усилиями владельцев «кривого дома» и ЦУМа превратился в рай наружной рекламы: огромные баннеры на этих зданиях отвлекают все внимание прохожих на себя. У властей то ли нет инструментов для борьбы с этим, то ли нет желания…

Но прожить в городе с обилием наружной рекламы еще можно, хотя и хочется без нее. Гораздо больше раздражает звуковая реклама.

Она преследует всех жителей и гостей Ульяновска, в частности, возле ЦУМа и «Амаранта», заставляя поскорее уйти от этих мест – крикливая, шумная, назойливая, да еще и зачастую безграмотная. Например, один из рекламодателей на улице Гончарова – напомним, в центре «литературного города ЮНЕСКО» – предлагал «одеть очки». Во что одевать очки и зачем?

Кажется, нет способов спугнуть туриста с улицы лучше, чем надавить на него звуковой рекламой. Центр города и так не самое тихое место на планете, а когда тебе постоянно что-то предлагают купить, становится совсем тошно. На улице Камышинской, где звуковая реклама гремит у «Альянса», тоже, кстати, не легче – так что такой способ подачи информации, по-хорошему, надо бы запретить вообще.

В последнее время тему стали поднимать и в других регионах. В Петербурге об этом говорили в 2016, в 2018 годах – там всех раздражала реклама в метро. Люди долго спускались на глубокие питерские станции, и все это время им что-то навязчиво предлагали. В мае 2019 года с инициативой о запрете звуковой рекламы выступил адвокат в Краснодаре. В конце мая законопроект о запрете аудиорекламы внесли в Омский городской совет.

В 2012 году в Госдуму вносили аналогичный законопроект. В 2013 году в Госдуме же предлагалось хотя бы описать и ограничить это явление. Пока все инициативы ни к чему не привели. Единственное существующее законодательное ограничение таково: запрет на звуковую рекламу с транспортных средств. Тоже, кстати, не соблюдается: в Ульяновске до сих пор приезжие цирки и аттракционы так себя рекламируют. Кроме того, рекламные громкоговорители теоретически можно признать рекламными конструкциями, установку которых должен регламентировать муниципалитет. Последнее ограничение – уровень шума, который надо специально замерять в присутствии сотрудников Роспотребнадзора. Если выше предельных величин – могут заставить убавить. Убавить, но не убрать.

Были уже и инциденты: например, в январе 2016 года 55-летний мужчина застрелил девушку-промоутера, которая под его окнами читала рекламу в громкоговоритель. Это перекос, это никак нельзя оправдать, но это и показатель – звук, от которого нельзя отвернуться, зажмуриться, раздражает больше, чем что-либо другое.

Многие маркетологи считают, что аудиореклама сама себя изживет: звуковые объявления никто не слышит, потому что многие ходят в наушниках, да и направить свою рекламу на определенную аудиторию на улицах города невозможно. Однако к студенткам УлГУ хочется присоединиться и призвать власти: «Не надо ждать, когда звуковая реклама закончится сама, и законодательными методами уберите ее с улиц города. Это ведь тот же террор!».

Итоги нашего голосования по теме