Губернатор региона Сергей МОРОЗОВ и председатель правления ПАО «Т Плюс» Андрей ВАГНЕР на Петербургском международном экономическом форуме подписали соглашение о переходе Ульяновска на метод «альтернативной котельной». Это произойдет в следующем, 2020 году. Наш город станет первым в европейской части России, который перейдет на новую модель рынка тепла. Соответствующее обращение об отнесении города к ценовой зоне теплоснабжения уже направлено в Минэнерго РФ.

Ценовые зоны теплоснабжения введены после изменений в законодательстве о теплоснабжении Федеральным законом от 29 июля 2017 г. №279-ФЗ. Понятие «ценовые зоны» подразумевает иной порядок работы ресурсоснабжающих организаций и новые правила ценообразования.

Альтернативная котельная (АК) – это метод расчета тарифов на тепло. Для всех потребителей в городе устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию, который рассчитывается исходя из затрат на подключение, обслуживание и строительство нового источника тепла (той самой «альткотельной»). То есть это верхняя планка, а тариф может быть и ниже, но не выше. Итоговая цена определяется по соглашению сторон.

Зачем потребовались эти изменения? В докладе Министерства энергетики России это объясняется падением конкурентоспособности центрального отопления и когенерации (совместной выработки электричества и тепла на ТЭЦ). Проще говоря, стоимость гигакалории от ТЭЦ стала настолько большой и невыгодной, что все новые МКД строятся с крышными котельными, либо с индивидуальными газовыми котлами, лишь бы не центральное отопление… Промышленные предприятия тоже отключаются от трубы и строят собственные источники энергии, в том числе солнечные панели и ветряки. Этот процесс нарастает, и чем меньше потребителей становится у ТЭЦ, тем еще выше растет тариф.

На страницах «Управдома» мы уже давно и упорно пишем о том, что центральное отопление (вопреки здравому смыслу и логике) стало неэффективным. Но энергетики не спешат бороться с износом оборудования и сетей, не торопятся снижать себестоимость своей продукции. И это не из вредности, не назло нам, просто в стране установлены такие правила, которые не стимулируют монополии к развитию. Любая экономия, которой энергетики, допустим, добьются за счет модернизации, будет изъята в федеральный бюджет. Потому биться за эффективность сейчас нет никакого резона: даже наоборот, чем больше расходов монополия создаст в этом году, тем больше денег получит в следующем.

Этот порочный круг и привел к таким высоким уровню износу и тарифов, которые есть сейчас. Причем, по мнению экспертов, продолжать и дальше в таком же духе практически невозможно, так как цены уперлись в потолок покупательской способности населения, и нужны какие-то иные методы. Придумали метод «альткотельной». Поможет ли это снизить тарифы? Ну, разве что в самых смелых мечтах. Основная задача АК в другом: дать энергетикам возможность долгосрочного планирования, чтобы не было того, о чем мы говорили выше, когда нет стимула для модернизации.

– Внедрение нового метода «альтернативной котельной», прежде всего, позволит нам привлечь долгосрочные инвестиции в сферу топливно-энергетического комплекса региона и серьезно модернизировать объекты теплоснабжения: оборудование и сети. В конечном итоге все это положительно отразится на качестве оказания услуги для потребителей, – прокомментировал Сергей МОРОЗОВ.

В Ульяновске действуют различные цены на центральное теплоснабжение, причем плата может значительно отличаться даже в соседних одинаковых МКД. Так вот новый подход к ценообразованию заключается в том, что самые высокие в городе тарифы замораживаются сроком на 5 лет. А у всех остальных потребителей за это время постепенно происходит рост тарифов до этого уровня. В итоге у всех в городе устанавливается одинаковая стоимость тепловой энергии. После этого тариф также продолжит расти ежегодно, на величину инфляции.

Главное отличие существующего метода установления тарифов от АК в том, что, по задумке, все производители тепла должны будут продавать его по единой цене. Если их затраты выше, они будут вынуждены либо улучшить свою эффективность, либо уйти с рынка. При этом полученную от повышения эффективности экономию теплоснабжающие компании смогут направить на инвестиции.