На днях Государственная дума приняла в первом чтении пакет законопроектов с инициативой возобновления работы так называемых “вытрезвителей” (точек “передержки” граждан, перебравших алкоголя). Один из предложенных к рассмотрению проектов наделяет местные власти полномочиями к созданию таких специализированных учреждений. Также в одном из пунктов упоминается о возможности реализации данной инициативы на условиях государственно-частного партнёрства. Согласно другому проекту, право доставлять в вытрезвители граждан, напившихся до невозможности передвижения, предоставляется полиции.

Критики инициативы, в первую очередь, обеспокоены отсутствием законодательной базы при привлечении частных инвесторов. Будут ли также предусмотрены риски злоупотребления полномочиями и можно ли избежать влияния на результат заинтересованных в прибыли лиц?

Сторонники же обращают внимание на возможность на этапе чтений выявить, и устранить недостатки предлагаемого норматива.

Напомним, что вопрос о необходимости подобных медучреждений в Ульяновской области уже поднимался губернатором в 2007-м, а затем в 2015 и 2016 годах. Возвращение медицинских вытрезвителей, по словам главы региона, должно было решить проблемы алкоголизации населения. “Если люди не умеют употреблять спиртные напитки, то они должны быть удалены с улиц”, — заявил тогда Морозов.

Подразделения освидетельствования на состояние опьянения уже функционируют в городах соседних регионов: Самаре, Сызрани, Тольятти и Казани.

По предварительным подсчётам не рассчитавшему свои силы гражданину визит в ночлежку обойдётся в 1,5-2 тысячи рублей.

Дать свою оценку продвигаемой инициативе мы попросили экспертов.

Дмитрий Николаевич Грачёв, заместитель Председателя регионального парламента:
Разговоры, действительно, ведутся не первый год, и, думаю, что смысл создания подобных учреждений скорее есть, чем нет, поскольку на данный момент альтернативу представляет только наркологическая больница. Точку зрения в этом вопросе, в первую очередь, необходимо выяснить у врачей, изучить статистику, стоимость.

Нельзя допустить погони за обеспечением финансового потока. Должны быть предусмотрены критерии выявления состояния человека и необходимости реального вмешательства. Или человек просто немного выпил и может сам добраться до дома. И конечно, в приоритете должно оставаться оказание непосредственно медицинской помощи.

Владимир Фёдорович Малинин, врач, зампред Общественной палаты УО:
По опыту других субъектов Федерации такие учреждения есть, и в нашем регионе они тоже нужны. В какой бы форме они не были организованы. Если государство и муниципалитеты не могут на 100 процентов обеспечить содержание, пусть это будет совместное финансирование.

Могу привести аналогию со штрафами, например, за несоблюдения ПДД. Когда человека за нарушение штрафуют, он старается в такую ситуацию больше не попадать: воспитательный момент здесь присутствует.

С другой стороны вытрезвители нужны, на мой взгляд, потому что всё бывает с людьми.
Не всегда это пропойцы; бывает, что человек достаточно интеллигентный и просто не рассчитал свои силы, зима, и человек замерзает, к нему либо никто вообще не подходит, либо прохожий не знает куда его определить. С точки зрения безопасности людей это тоже правильно.

По результатам происшествий и фактам совершения преступлений в состоянии алкогольного опьянения – по-прежнему должны доставляться в диспансеры и проходить процедуру освидетельствования.
Хочу напомнить, что нет знака равенства между понятиями “пьяный человек” и “преступник”, иногда человеку просто надо помочь.

Дмитрий Викторович Травкин, президент Фонда политических исследований РАПИР:
Люди должны иметь возможность, находясь в состоянии алкогольного опьянения, оставаться в безопасном положении. Потенциально в силу особенностей воздействия алкоголя на организм такое состояние может сделать человека социально-опасным.
В обществе могут обоснованно присутствовать сомнения в чистоте помыслов тех, кто берется с этим человеком работать, в таком случае необходимо также продумать введение ответственности за злоупотребление полномочиями и проведение каких-то действий с гражданином незаконно.
То есть грамотно и комплексно продумать систему юридической защиты.

Любое освидетельствование должно производится на основании сертифицированных приборов, согласно установленной государством процедуре. Поводом же для попадания человека в вытрезвитель может являться наличие первичных признаков сильного опьянения, сопряжённых с угрозой самому человеку.

В любом случае, на мой взгляд, надо пробовать. И поскольку мы уже имеем опыт ГЧП при создании других объектов региона, может быть, хорошо, если не один бюджет будет участвовать в финансировании.

Позже Минздрав прислал ответ на запрос. В ведомстве пояснили, что вытрезвители – это тип социального, а не медицинского учреждения:

“Сейчас в Ульяновской области на основании совместного приказа Министерства здравоохранения и УМВД России по Ульяновской области лица в состоянии опьянения, утратившие способность самостоятельно передвигаться, доставляются в ближайшую медицинскую организацию сотрудниками органов внутренних дел РФ. Выездная бригада скорой медицинской помощи доставляет граждан с признаками тяжелой интоксикации в медицинские организации, оказывающие круглосуточную помощь по профилям «анестезиология и реанимация», «токсикология», «психиатрия» или «психиатрия-наркология». При вытрезвлении данные лица склонны к совершению противоправных действий и нарушению общественного порядка, что приводит к дезорганизации работы медицинских организаций. Возращение системы вытрезвителей решит данную проблему.   В вытрезвителях необходимо оказывать социальную помощь: предоставить теплое помещение, кровать, где человек может прийти в себя. В случае необходимости его нужно перенаправить в медицинское учреждение. На сегодняшний день медицинское освидетельствование проводится лицензированными организациями в Ульяновской области, не связанных с созданием вытрезвителей”.