К предстоящим в следующем году двум большим юбилеям (150-летие со дня рождения В.И.Ленина и 100-летие основания СССР) город проводит целый цикл подготовительных мероприятий. О текущем ходе работ более подробно по ссылке.
Ранее инициативные группы выносили вопрос и о необходимости зачистки исторического центра от звуковой рекламы. Мы ставили вопрос на голосование.

Председатель Общественной палаты региона Дмитрий Ежов вынес вопрос в повестку (запись эфира заседания рабочей группы по ссылке). Звуковая реклама с колонок раздается с трех источников – двух рекламных конструкций на ул. Гончарова и одного на ул.Карла Маркса. Как прозвучало в ходе обсуждения, они незаконны – в схеме размещения таких рекламных конструкций (а именно в эту категорию подпадают громкоговорители по федеральному закону) нет.

Общественная палата региона направила в Гордуму  черновой проект о внесении изменений в постановление администрации города о правовом регулировании распространения звуковой рекламы. Юристы документ раскритиковали, обосновав тем, что постановление, в которое планировалось внести изменения, регламентирует работы информационных, а не рекламных конструкций. Рекламные конструкции регулируются федеральным законом “О рекламе”, в частности ст.19.

Представитель государственно-правового управления администрации губернатора прокомментировала, что на уровне города действует схема размещения рекламных конструкций, в которой громкоговорителей как объекта нет. Практика выделения звуковой рекламы как рекламных носителей среди субъектов России есть только в Туле:

“Наше предложение – пересмотреть схему и внести в качестве объекта громкоговорители. А уже далее необходимо будет смотреть, как они будут использоваться, так как есть определенные СанПиН по уровню шума. Также на уровне области был принят закон о некоторых мерах по обеспечению покоя граждан и тишины. То есть надо состыковать эти два проекта именно по внесению изменений в схему. В схеме Ульяновска нет таких объектов рекламы. Посмотрела практику других субъектов страны, и только в схеме размещения рекламных конструкций Тулы предусматриваются громкоговорители – это акт от 2014 года”.

В ходе обсуждения выяснилось, что в принципе запретить рекламу нельзя, единственное решение – внести рекламную конструкцию в схему, описать ее технические характеристики, ограничить размещение, например, в нескольких метрах от пешеходных переходов. Сейчас такого детального акта по размещению именно рекламных конструкций на уровне Ульяновска нет (в отличие от информационных конструкций).

Вторым вариантом решения вопроса предложили инициировать внесение изменений в федеральный закон “О рекламе”, прописав понятия звуковой рекламы и правил их размещения. Таких попыток на федеральном уровне с 2014 по 2017 год уже было четыре. Ни одна из них не увенчалась успехом: законодатель сказал, что все уже урегулировано 19 статьей ФЗ “О рекламе”, в которой звуковая реклама подпадает под понятие “иные технические средства стабильного территориального размещения”.

Дмитрий Ежов вспомнил опыт бывшего мэра Ульяновска Александра Пинкова, который при желании за несколько месяцев зачистил центр города от наружной рекламы:

“Хотелось бы политической воли на уровне Гордумы и мэра. Сейчас мы ищем путь, как решить вопрос с тремя рекламными носителями”.

“Решить вопрос можно только через схему. Рекламные конструкции могут размещаться только на основе выданных разрешений. Сейчас на громкоговорители разрешения не выдаются. В схему могут быть включены не только муниципальные объекты, а все конструкции, так как это было бы нарушение антимонопольного законодательства”, – сообщилв представитель государственно-правового управления администрации губернатора.

Отметим, единственный судебный прецедент в регионе, который рассматривался на уровне федерального УФАС, был в 2011 году в Димитровграде.  Тогда жители города атомщиков пожаловались в прокуратуру на громкоговорители. Их обращение перенаправили в УФАС. По итогам экспертизы Управления ФМБА было выявлено превышение шума. УФАС вынесло предписание отрегулировать громкость рекламы.

В итоге решено инициировать проверку в отношении рекламных носителей звуковой рекламы в центре Ульяновска и проконтролировать процесс выдачи разрешений на размещение рекламных конструкций.