Нынешняя морозная зима еще раз подтвердила, что вся модернизация системы ЖКХ, о которой столько разговоров, нацелена только на сбор денег и не имеет никакого отношения к улучшению качества услуги.

Вот такая труба

Январские платежки поразили огромными суммами за тепло. Февральские могут удивить еще больше. При этом кто-то жалуется на то, что приходится форточки открывать, спасаясь от жары. Кто-то – на холод в квартирах. У одних из крана течет кипяток – обвариться можно. У других, напротив, – чуть теплая вода, которую приходится оплачивать по полной. Стало почти нормой, что качество услуги может быть очень низким, но плата за нее все равно растет и будет расти.

Больше всего страдают жители многоквартирных домов (МКД) с двухтрубной системой отопления, когда горячая вода берется из той же трубы, по которой поступает тепло. Это примерно половина всех МКД в Ульяновске. Нынешней зимой в сильные морозы энергетики поднимали температуру теплоносителя до 115 градусов и выше, и в систему ГВС таких домов поступал кипяток, что грозило разрывом труб, выходом из строя смесителей, проливами, ожогами – катастрофой. По закону, если температура воды, поступающей в систему ГВС, выше 75 градусов, услугу должны либо отключить вовсе, либо запитать подачу воды из «обратки», то есть из трубы, по которой теплоноситель возвращается, пройдя через весь дом. Но в этом случае температура горячей воды в кране, скорее всего, будет не выше 30-40 градусов. Расход ее без подмеса холодной воды значительно вырастет, а с ним и плата за услугу.

Если чисто теоретически, то решение проблемы есть: уже много лет к ряду тепловики призывают население внедрять в инженерию дома температурные регуляторы жидкости (ТРЖ), которые Должны регулировать температуру воды, поступающей в систему ГВС. Бывают они механические и автоматические. Первые, скорее всего, установлены в большинстве МКД, но толку от них никакого, потому что «механика», как говорят специалисты, выходит из строя за сезон, максимум за два. И кто же в здравом уме будет ежегодно обновлять эту штуку? Но… нет повода не заплатить: управляющие компании предлагают потребителям автоматические терморегуляторы, якобы надежные и долговечные. Цена вопроса с установкой – несколько сотен тысяч рублей, она варьируется в зависимости от дома и компании, которая возьмется за дело. «Банкет» оплачивают, разумеется, собственники. Обслуживание и содержание такого прибора – отдельная статья. Может, это и не очень дорого стоит, но надо еще найти квалифицированного специалиста, который будет поддерживать автоматику в рабочем состоянии, а то ведь и она может скоро выйти из строя. С отоплением еще круче.

Форточная технология в силе

– За отопление я в январе заплатила больше, чем за все жилищно-коммунальные услуги вместе взятые, – говорит читательница «СК» и жительница Засвияжья Светлана Михайловна. – К батареям не подойти. Закрываю их покрывалами – не помогает. Недавно в доме ремонтировали систему отопления, во всех квартирах на радиаторах шаровые краны поставили. Но они же не регулируют температуру, а только отключают тепло вовсе. Отключить совсем нельзя – холодно. Так что регулируем температуру форточкой, как и в советские времена, когда за тепло копейки платили. Нам все время про модернизацию говорят, но для нас, простых людей, она обернулась вот чем: сначала заставили нас за свои деньги поставить общедомовые приборы учета, а потом, когда мы «посчитали-прослезились», стали навязывать приборы погодного регулирования, которые помогают экономить. Только не так все просто: в пятиэтажке по соседству старший по дому уговорил людей скинуться и поставить «погодник». И он им так нарегулировал, что у одних тепло, а другие замерзают. Все переругались, а старший по дому от людей прячется: боится, что побьют. Вот и вся модернизация. Не знаю, насколько хороши эти «погодники» в новых домах, но инженерные системы домов, построенных в советское время, рассчитаны на регулировку вручную. Было время, когда приходил в дом сантехник и за три минуты убавлял-прибавлял, что надо. И хотя тогда тоже ругали ЖКХ, работали там люди с опытом, которые хорошо знали свои дома. Старым домам, которых полгорода, требуются сантехники с руками, а не автоматика. Но вот их-то как раз и нет: молодежь если и приходит в эту профессию, быстро убегает, а «старички» уже отработали свое. Сами специалисты признают, что в большинстве МКД автоматику вообще ставить нельзя. Все это знают, но упорно говорят: хотите снизить плату – ставьте «погодники». Говорят, потому что сказать больше нечего.

Причина в четыре слова

Еще десять лет назад, когда многоквартирные дома насильственно оснащали общедомовыми приборами учета, было ясно, что по счетчикам платить будем больше, чем по нормативу. И потом придется как-то сокращать возросшие расходы с помощью энергосберегающий мероприятий и прочего. Что это такое конкретно, тогда толком не понимали. В то время у большинства еще сохранялась старая, советского образца, иллюзия, что процесс под контролем у власти, и она что-то будет предпринимать, потому что ее задача – все-таки заботиться о жителях.

Что произошло за эти годы? Все существующие проблемы отрасли сводятся теперь к четырем словам: «во всем виноваты собственники». Ситуация в ЖКХ (прежде всего в части законодательства) стабильно развивается именно в этом русле и в интересах монополистов. А задача бизнеса, как известно, – зарабатывать деньги, получать доход. И если потребители еще могут платить, значит, у бизнеса все нормально, система работает. Монополист не будет разбираться, почему плата за одну и ту же услугу в разных домах может отличаться вдвое, а то и больше, ему это не нужно. Что касается власти, то она из этой темы фактически ушла. Ее последний «подвиг» – это вступление Ульяновской области в 2020 году (первой в европейской части страны, писала официальная пресса) в большой проект энергетиков «Альткотельная». Сделали это волевым решением – без каких-либо обсуждений с общественностью и без согласования с Гордумой и областным парламентом. И опять же в интересах монополистов. В результате, несмотря на заверения, что тариф на тепло в ближайшее время не вырастет, для значительной части населения Ульяновска он подскочил больше, чем обычно – на 5 и 6%. С тем мы и вошли в нынешний отопительный сезон, который с учетом холодной зимы многим обходится очень дорого. Прежде всего – населению старых домов, где живут в основном пенсионеры, которые, получив пенсию, первым делом идут в РИЦ. «Да я один хлеб есть буду, а за квартиру заплачу, не могу с долгами жить», – сказала однажды одна пожилая читательница «СК».

Модернизация в деле

Конечно, есть и такие дома, где собственники хорошенько вложились в регулировку системы отопления и установку «погодников», и там эти приборы действительно позволяют экономить, особенно на старте и финише отопительного сезона. Хотя из этой экономии все-таки логично вычесть затраты на установку и содержание автоматики. Другой вариант: дома с автономными котельными, где плата за тепло значительно ниже, чем в МКД с центральным отоплением. Правда, с учетом обслуживания, ремонта, а в перспективе и замены котлов то на то в итоге и выйдет. Ну и, наконец, чтобы навсегда вырваться из горячих объятий монополистов, некоторые жители многоквартирных домов покупают индивидуальные газовые котлы (похожи на обычную газовую колонку), делают разводку по квартире, ставят новые радиаторы и платят за тепло, какое им надо. Но такая «свобода» большинству не по зубам: слишком высокая цена.

Так незаметно мы пришли к тому, что тариф, даже очень большой, сегодня не обеспечивает предоставления качественной услуги. Чтобы ее получать, надо хорошенько дополнительно вложиться. А скорее всего, и не раз. Нас всеми возможными способами убеждают, что это нормально, и никак иначе быть не может: если модернизация, то только за счет потребителя, плюс регулярное повышение тарифа. И так без конца.