Регионы РФ получат инфраструктурные кредиты на 15 лет под 3% годовых. На эти цели до конца 2023 года будет предусмотрено не менее 500 млрд рублей, заявил президент России Владимир Путин на послании Федеральному собранию. Глава страны уточнил, что чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов. Ульяновская область по размеру госдолга среди субъектов Поволжья занимает не самое высокое 8 место. Тем не менее, доктор экономических наук, профессор Анатолий Лапин комментирует: у региона высокая долговая нагрузка, которая из-за дефицита бюджета скорее всего будет увеличиваться. Во-вторых, в последние годы от области не заявлялись планы по реализации значимых инфраструктурных проектов федерального масштаба, под которые можно получить “дешевый” кредит.

По данным Минфина РФ, за 2020 год объем госдолга Ульяновской области составил 35 млрд 372 млн рублей. 15,5 млрд – это государственные ценные бумаги, 8 млрд – кредиты от кредитных и международных финансовых организаций, 11,8 млрд рублей – бюджетные кредиты.

Согласно проекту отчета Минфина об исполнении бюджета Ульяновской области за 2020 год обслуживание госдолга обошлось казне почти в 988 млн рублей.

Согласно инициативе, озвученной президентом, регионам предлагается замещать не все коммерческие долги, а только сумму, превышающую четверть собственных доходов регионального бюджета. Во-вторых, реструктурировать станут не все бюджетные кредиты, а только выданные в прошлом году для реализации мер, связанных с противодействием эпидемии. Срок выплаты, который первоначально установили на 1 июля 2021 года, переносится на 2029 год.

Кроме того регионы претендуют на инфраструктурные кредиты, которые предполагается выдавать на срок до 15 лет по ставке не более трех процентов. В послании Путин  обозначил сумму в полтриллиона рублей и назвал нескольких претендентов на эти деньги. Среди них — скоростная трасса М-12, которая проляжет по нескольким регионам ПФО, расширение нижегородского метро и благоустройство исторической части Нижнего Новгорода.

Ответ на вопрос, какие проекты от региона могут претендовать на получение инфраструктурного кредита, мы получить не смогли. Ранее при губернаторе Сергее Морозове озвучивались планы по обновлению парка троллейбусов на новые, открытие нового речпорта в Заволжье с мультимодальным логистическим комплексом с возможностью захода международных судов, строительство транспортной развязки на Пушкаревском кольце, строительству надземного перехода на на Димитровградском шоссе, развязки с улицы Академика Павлова за 800 млн рублей, моста через Свиягу с Промышленной на Хрустальную (через железную дорогу) и тд.

Доктор экономических наук, профессор Анатолий Лапин комментирует: у региона высокая долговая нагрузка, которая из-за дефицита бюджета скорее всего будет увеличиваться. Во-вторых, в последние годы от области не заявлялись планы по реализации значимых инфраструктурных проектов федерального масштаба, под которые можно получить “дешевый” кредит:

– В целом в свете слов президента, с одной стороны, Ульяновская область сможет реструктуризировать бюджетные кредиты Минфина, которые давались на более поздний. Это сократит нагрузку на областной бюджет в плане выплаты оперативного долга.  С другой стороны, обязательства по выплатам остаются, это означает повышенный риск увеличения налогов: именно они являются основным источником погашения долговых обязательств. Второе. Путин сказал, что инфраструктурные кредиты  будут даваться необремененным госдолгом территориям. Мы к таким территориям не относимся, у нас долговая нагрузка в диапазоне  30-40 млрд рублей. Скорее всего, регион будет дальше увеличивать госдолг, так как бюджет дефицитный и требуются дополнительные расходы.

Чтобы  получить инфраструктурные кредиты,  нужно предложить значимый инфраструктурный проект федерального масштаба, с чем у нас последние 4-5 лет больше проблемы. Объем финансирования по адресной инвестиционной программе  за 4 года сократился с 11 млрд до 0,6 млрд рублей. Поэтому для нас получение этих  кредитов задача сложная. Думаю, на сегодня таких проектов нет. Зачем строить новый речпорт, если есть старый? Третий мост через Волгу? Третий аэропорт? Железнодорожный вокзал? Или будем строить наземное метро? Этим вопросом надо заняться плотно, чтобы объект был не ниже проекта центра радиологии 10-летней давности.