Горячие точки города и области, экономические тренды, главные решения власти и последствия руководства Панчина и Морозова. Смотрим, что важного произошло за неделю в Ульяновске и области, и делаем прогнозы по долгосрочным темам, которые еще рискуют выстрелить недовольством ульяновцев в адрес чиновников.

Конец строительного бума

Наведение порядка в строительстве, инициированное Алексеем Русских, оставалось для региона одной из главных тем недели. Как выяснилось на аппаратном в горадминистрации, строительство в Ульяновске упало почти на 30 процентов. А область отказалась от поставленного еще Морозовым принципиального показателя в миллион квадратных метров сдаваемого жилья в год и начала уменьшать планы.

Да и из чего этот пресловутый миллион набирать, когда рушатся такие “незавершенки”: на неделе объявили, что и ЖК “Молодежный”, и ЖК “Лидер” признали непригодными для завершения по изначальным проектам. Регион просит Москву выплатить дольщикам ЖК компенсации. Что будет с возведенными с многочисленными нарушениями коробками – пока неизвестно.

К тому же могут встать и начинающиеся проекты. В минстрое объявили, что уже требуют общественных слушаний для точечной застройки, хотя такой нормы в городских градостроительных документах пока нет. Несмотря на кажущуюся строгость этого требования, минстрой и горадминистрацию обвинили в популизме и нежелании бороться с точечной застройкой на самом деле действенными методами.

Что с застройщиками в Ульяновске стоит быть строже, подтвердилось и в Заволжье. Там в понедельник сошел с рельсов башенный кран, наклонившись в сторону детского сада. Сад эвакуировали. Чтобы разобрать кран и устранить угрозу обрушения, застройщику понадобилось еще два дня.

Впрочем, при ужесточении подходов к строительным компаниям частное строительство, которое дает немалую долю в объемах сдаваемого жилья, никуда не исчезло. Тем более, что наконец областные и городские власти договорились, какие участки отдать стоящим в очереди на бесплатную землю многодетным. Один из новых микрорайонов для них должен появиться в Арском.

Ну, и конечно, никуда не делись желающие заняться масштабными прибыльными проектами. Например, на улице Шолмова некое ООО “Новое поколение” затеяло “масштабный инвестиционный жилищный проект”, уже поддержанный облправительством. Настолько масштабный, что ни городская администрация, ни минстрой его подробностей озвучить для прессы не смогли.

Регион пивной или авиационный?

Строительство не один год было для Ульяновской области вытягивающей экономику отраслью, но времена эти прошли. На какое производство региону опереться теперь? УАЗ уже не тот: устраивает каникулы на половину мая. Эксперты утверждают, что поиск градообразующего предприятия для Ульяновска только идет и им может стать как авиа-, так и пивзавод.

С другими производствами в нынешних внешнеполитических условиях ситуация куда сложнее. Коммунист и экономист Наири Чатинян наглядно расписал состояние российской промышленности все привычной сшивки с западными экономиками и какие сложности хотя бы на первых порах ждут сельское хозяйство и индустриальные отрасли без привычных схем взаимодействия с Западом.

Но пока эксперты рассуждают о путях спасения экономики, населению ближе другие показатели – зарплаты и цены. Так, в горадминистрации по итогам 2021 года насчитали среднюю для Ульяновска зарплату в 43 тысячи рублей. А в минсельхозе зафиксировали 400-процентный рост цены на капусту с начала года. И не утешили – по прогнозам, овощи будут дорожать до нового урожая.

Привет от Панчина и Морозова

Сложная ситуация в Ульяновске не только с ценами на продукты. Как выяснилось на неделе, МУП “УльГЭС” при мэре Сергее Панчине оказался на грани банкротства. Да и в бюджете Дмитрия Вавилина на все денег не хватает. Городские чиновники и депутаты срезали 107 миллионов рублей расходов, отправив их в резервный фонд. Урезали компенсации перевозчикам покупки новых автобусов, финансирование приюта для бездомных собак, проектирование ремонта улицы Федерации и площади у Драмтеатра.

На областном уровне на неделе также вспоминали бывшего начальника, но уже по другому поводу – расходов на автомобили и ремонты для чиновников при нехватке денег на спорт и культуру. Так, 800 тысяч рублей придется потратить на ремонт BMW 750LI XDRIVE, которая уже несколько лет находится в распоряжении Представительства Ульяновской области в Москве. Еще деньги срочно понадобились на ремонт в Художественном музее, где после проведенного не так давно ремонта крыши начали рушиться перекрытия. Кроме того, региональное руководство наконец решилось на шаг, который так и не решился сделать Сергей Морозов: ФК “Волга” начали выделять деньги, чтобы клуб мог позволить себе выход в первую лигу. Ближайшая игра “Волги” состоится на “Труде” в воскресенье в 18.00. Вход бесплатный.

А вот бывшему замгубернатора Анатолию Озернову бюджетные расходы предъявили уже по уголовным статьям. К одному уголовному делу, в связи с которым экс-чиновник находится в СИЗО, добавились еще два – взятка в два миллиона рублей и растрата 300 тысяч рублей при стрижке кустов на губернаторской даче в Карлинской роще. Обвинили в растрате и бывшего руководителя Управделами области Павла Прокофьева.

Взять на заметку

Впрочем, не все гладко в регионе и сейчас. Увы, Ульяновская область вновь гремит на всю Россию конфликтами заключенных и сотрудников УФСИН. Но эту проблему решать силовикам.

А губернатору предстоит определиться, как выстраивать официальные отношения с бизнесменом Сергеем Герасимовым. Алексей Русских с ним уже общался, был и на хладокомбинате, и в фитнес-центр, принадлежащий бизнесмену, заходил. Герасимов же, у которого при Морозове регион регулярно то арендовал, то покупал недвижимость, сделал главе региона предложение, больше похожее на шантаж. Предложил выкупить за несколько сотен миллионов ФОК “Автомобилист”, пригрозив иначе на месте соцобъекта устроить торговый центр или возвести жилье.

Еще один вопрос, который не стоит выпускать из внимания – конфликты по теме экологии. Например, обоснованность запланированных работ в Винновской роще. Местным жителям так и непонятно, зачем устраивать раскопки в памятнике природы, рискуя его экосистемой, да еще и тратить на это четверть миллиарда рублей. Не для того ли, спрашивают они, чтобы освоить деньги мог нужный подрядчик? Вторая серьезная экотема – продолжающийся сброс отходов завода “Гиппократ” в Мулловке. Региональные экологи суд спиртзаводу проиграли.
Городскому же руководству стоит задуматься о продолжении начатого в прошлом году эксперимента по выделению велодорожек на автомобильных дорогах. Намерение отказаться от него вызвало самую негативную реакцию у велоактивистов.

Губернатору против пробок

А вот две потенциально горячие темы на этой неделе уже разрешились с подачи главы региона Алексея Русских. Он раскритиковал, во-первых, организацию движения через мост на Минаева. Во-вторых, план по изменению маршрута областной эстафеты, предложенный минспортом. Чиновники взяли под козырек и в течение нескольких дней обе проблемы вроде бы решили.

Так, горадминистрация вдруг вспомнила о результатах обследования моста годичной давности и сообщила, что его железобетонные конструкции имеют “предельный процент прочности”. В связи с этим изначальный план перенести все движение на левую сторону моста признали опасным и выдвинули новый. По нему, на левой стороне моста пойдут трамваи и, по одной полосе, транспорт в Засвияжье. Транспорт в центр будет переезжать Свиягу по мосту, а затем спускаться в микрорайон УлГУ и объезжать по временной дороге участок моста, занятый ремонтом.

С эстафетой, наоборот, придумывать ничего не пришлось. Новый маршрут, предложенный минспорта, обсудили Общественной палатой и спортсообществом и признали негодным. Оставили старый.

Что ж, вскоре увидим, насколько верна была позиция Алексея Русских по этим вопросам и способны ли чиновники эффективно, а не для галочки, выполнять поручения главы региона. Проследим, насколько удобен и безопасен окажется предложенный объезд ремонта на мосту. А уже через неделю узнаем, будут ли на время перекрытия дорог для эстафеты организованы более-менее удобные объезды для личного транспорта и просчитаны изменения маршрутов транспорта общественного. Или, как в прежние годы, центра города и прилегающие к нему трассы из районов встанут в пробках.