На последней прямой линии губернатору Алексею Русских задали вопрос о судьбе канатной дороги на Венце. Это одна из самых известных в городе “заброшек”: не работает на протяжении многих лет, находится в самом популярном месте города. У этого объекта сложная судьба: канатная дорога должна была стать местом притяжения для горожан и гостей Ульяновска, а также “транспортом” для горнолыжников. Но не сложилось. Сначала, при проверке оборудования, погиб директор “Ленинских горок” Михаил Лузин, затем на склоне произошел масштабный оползень. Горнолыжный комплекс признали банкротом. Мы попытались выяснить, каковы перспективы ульяновской “канатки”.

Алексей Русских рассказал, что с собственником канатной дороги ведутся переговоры о выкупе объекта. Пока диалог не складывается:

– Пока адекватную цену он не называет. У него какие-то заоблачные ожидания, которые мы себе позволить не можем. Но работу эту ведем. Думаю, она даст положительный результат. И после проведения противооползневых работ мы обязательно восстановим работу этой линии.

Выяснить точно что это за «заоблачные ожидания» у главного бенефициара ООО «Ленинские горки» Олега Гаевского не удалось — на просьбу прокомментировать ситуацию он не ответил. Миноритарный акционер компании Денис Барышников (владеет 7,9% акций) пояснил, что не принимает участие ни в каких переговорах:

— Интересно, на каких условиях планируется сделка — мне от нее тоже будет что-то причитаться.

Не исключено, что речь о 472,5 млн рублей — сумме, за которую был выставлен на аукцион горнолыжный комплекс ООО «Ленинские горки». В него входит главный корпус, пассажирская подвесная канатная дорога с нижней и верхней станциями, буксировочная канатная дорога №1 и горнолыжная трасса, производственное оборудование, инвентарь, инженерные сети и право аренды на земельные участки — площадью 13 556 кв.м. (арендован до конца 2061 года), площадью 11 703 кв.м. (срок аренды истек 22 ноября 2018 года). Также в комплекс входят два участка под нижней и верхней станциями канатной дороги — они в аренде до конца 2061 года.

Торги проводились в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 3 октября они были признаны несостоявшимися: желающих приобрести горнолыжный комплекс с канаткой не нашлось. Как нам стало известно, Гаевский неоднократно говорил о том, что развивать горнолыжное направление он не намерен.

Напомним, 17 декабря 2021 года «Ленинские горки» были признано банкротом, в отношении ООО открыли конкурсное производство. На тот момент долг перед кредиторами у компании составлял 96 млн рублей при оценке имущества в 48 млн рублей. Гаевский рассчитывал восстановить платежеспособность комплекса за счет создания тематического познавательного парка «Река времени» в составе кластера «Музей СССР», но никаких доказательств какой-либо состоятельности этой идеи суду представить не смог.

Минимущества Ульяновской области несколько раз истребовало с «горнолыжников» через арбитражный суд долг за аренду. Последнее решение было принято в августе 2023 года (в это же время комплекс выставили на аукцион). Сумма долга по договору аренды земельного участка за период с 1 января по 30 апреля 2023 года составила 758 959 рублей. Как уточнили в городской администрации, в настоящий момент задолженность по оплате у «Ленинских горок» отсутствует».

По данным за 2022 год, баланс «Ленинских горок» составлял 230,3 млн рублей, выручка и чистая прибыль – 50 тысяч рублей.

ООО было зарегистрировано 6 мая 2005 года с уставным капиталом 110 327 483 рублей. Официально “Ленинские горки” начали работать в 2008 году. В 2010 году произошла первая попытка банкротства ООО. Тогда по оценкам конкурсного управляющего предполагаемый размер выручки “Горок” составлял 240 тысяч рублей в месяц, предполагаемая прибыль – около 100 тысяч рублей в месяц. На тот момент перед кредиторами был долг в 170 млн рублей, поэтому во введении внешнего управления суд отказал.

В июне 2015 года, за день до открытия обновленной канатной дороги, при проверке оборудования погиб директор «Ленинских горок» Михаил Лузин.

В 2017 году, после масштабного оползня, нарушившего склон, проект окончательно закрылся. В 2020 году на склоне “Ленинских горок” федерация горнолыжного спорта Ульяновской области обустроила площадки для тренировочных и учебных спусков “Венец и я”. Ранее ФГС частично демонтировала оборудование предыдущих собственников, включая накренившиеся опоры, подъемники и бассейн, и установила собственное. В этом же году региональный минстрой попытался расторгнуть договор аренды и вернуть земельные участки горнолыжного комплекса из-за систематического нарушения внесения арендной платы. Договора аренды на земли склона “Ленинских горок” были расторгнуты а часть иска о передаче четырех участков общей площадью более 66 тыс кв.метров суд не удовлетворил.

В октябре 2021 года губернатор Алексей Русских и Олегом Гаевский обсудили возрождение проекта и благоустройство прилегающих территорий склона. Речь шла о реконструкции пешеходной лестницы, противооползневых работы, разработке очередной концепции развития. По задумке властей, объект должен был войти в состав будущей набережной Волги, которая начнется от речпорта и включит территории парка «Приморский», пляж, контрбанкет и участок между Императорским и Президентским мостами. Губернатор заявил о принципиальной поддержке проекта, Гаевский – о том, что в течение двух месяцев будет представлена концепцию развития территории: без горнолыжной трассы, с укреплением склона и запуском канатной дороги. Проект обнародован так и не был.

В конце января ООО “Ленинские горки” подало в Арбитражный суд Ульяновской области иск к администрации Ульяновска, в котором попросило признать свое право собственности на демонтированный безопорный горнолыжный подъемник. Арбитражный суд в удовлетворении иска отказал.

Что касается противооползневых работ, о которых упомянул губернатор, то это глобальный и дорогостоящий проект, включающий укрепление берега от Президентского моста до улицы Тухачевского (первый этап) и ликвидация оползневого склона до Императорского моста (второй этап). Конкретных сроков реализации этого проекта пока не называют.