Депутат Заксобрания Василий Гвоздев вновь лоббирует интересы инвестора, который засматривается на территории Черного озера под теннисный корт.  В 2021 уже году была попытка внести изменения в Генплан и вывести часть земель особо охраняемой природной территории под строительство спортивного объекта. Сейчас власти открыто объявляют, что “планов на Черное озеро много,” это “огромная территория почти в центре города, более чем 100 га, сложная по мусору” и которой необходимо благоустройство. Каким образом и на какие деньги – вопрос открытый, конкретных предложений якобы нет. Пока стороны на словах сходятся в одном  – на территории от Минаевского моста до ЛД “Волга-Спорт-Арена”  не должно быть жилого строительства по аналогии  с “Аквамарином”, но от частных денег с бизнес-проектами отказываться не будут.

О том, что «проектов на Черное озеро много», заявила во вторник на заседании экокомитета ЗСО министр природы Гульнара Рахматулина. Напомним, недавно на границе с парком, рядом с Пушкаревским кольцом, снесли деревья — площадку расчистили под строительство локальных очистных сооружений для минаевского моста. Экологи поставили под вопрос законность проведения этих работ.

Рахматулина пояснила, что у Черного озера расположены две особо охраняемых природных территории. Первая — сам водоем, это ООПТ областного значения, поставленная на кадастровый учет, и «имеющая все юридические основания быть». Вторая — территория у озера — ООПТ городского значения.

— На этой неделе у нас прошла встреча с минобразования, Агентством по туризму, городской службой по охране окружающей среды. Мы запросили документы, чтобы понимать что с этой территорией делать. Получается, что это огромная территория в центре города, сложная по мусору — каждый год его убираем. И имеет некое назначение, — пояснила министр.

Она уточнила, что «проектов на Черное озеро много, но нужно разбираться с документами — чья это земля».

Информацию о разработке планов на ООПТ подтвердили в Агентстве по туризму. Проект курирует депутат Заксобрания Василий Гвоздев. В Агентстве видят, что ООПТ должно стать  обустроенной парковой территорией с тропами, скамейками, кафе, пирсами, пунктами проката туристического оборудования и не более.

 – Должна быть разработана концепция, только пока не ясно, кто должен и под какие цели её разрабатывать. Я вообще против всяческих концепций без конечной цели: любую концепцию нужно делать под какую-либо программу, где есть четкое понимание по финансированию. По линии туризма мы готовы предложить субсидии на развитие кемпингов, автокемпингов, строительство открытых всесезонных бассейнов, обустройство пляжей. Но мы можем поддержать только предпринимателей, которые имеют землю в собственности, либо в аренде. Сейчас Чёрное озеро  – это особо охраняемая природная территория,  здесь должна быть зона покоя и зеленый уголок, – говорит директора Агентства Денис Ильин.

У Министерства просвещения и воспитания, в чьем подведе находится станция юных натуралистов (чью территории и хотели отрезать под корт),  говорят, что стоит вопрос  об обновлении инфраструктуры юннатки, проект курирует Минэкологии и советник губернатора по архитектуре Ольга Мельникова. “На встрече говорили про то, что нужно обновление, но конкретно что там планируется сделать, пока не говорили. Первостепенная задача – решить, что там будет, а это могут сделать только в Минэкологии”.

Депутат Василий Гвоздев подтверждает, что был инициатором первого совещания по дальнейшей судьбе территории Черного озера. Со своими бизнес -проектами на территорию ООПТ по-прежнему готовы зайти парк “Партизан” (проект от 2020 года) и инвестор строительства теннисного корта (проект от 2021 года. Менее года назад теперь уже экс-министр спорта Рамиль Егоров говорил, что свободных земель в черте Ульяновска у Минспорта почти нет, теннисный корт все равно зайдет на Черное озеро ). Гвоздев заявляет, что почти 100 га земли почти в центре Ульяновска сейчас находятся в диком (с) состоянии, “никто там не убирается”. В планах – чтобы в ближайшие 3-5 лет кусок от Миневского моста до ЛД “Волга-Спорт-Арена”  превратился  в “современную рекреационную зону”, “без  жилого строительства”. Первый этап –  оформление документов.

– Здесь не должно быть никакого жилого строительства по аналогии с “Аквамарином”. На первом заседании мы прояснили, чья земля; там три категории – муниципальная, областная и федеральная. Если брать экологическую зону муниципалитета, то там порядка 85 га, на сегодняшний день она не оформлена – нет положения, но сам факт решения Гордумы есть. То есть по документам она получается пока областная. Еще 2,7 га – территория юннатки. И порядка 21 га – областная экологическая рекреационная зона, на нее все документы оформлены. Нам важно, чтобы в первом полугодии 2024 года Минприроды и администрация Ульяновска заложили копеечку на проектные работы и оформление документов.

Второй этап, по задумке Гвоздева, создание самого проекта развития территории и непосредственно реализация в 2025 году. За чей счет и чьими руками – пока вопрос.

– Это должна быть  областная и федеральная история, сейчас Москва выделяет серьезные деньги на туризм. Там можно построить теннисный корт ближе к 9-этажкам, у парка “Партизан” есть свой проект. нужно искать компромисс – земли много, за 100 га практически в центре города. Сейчас территория дикая, никто там не убирается. Будущему центру реабилитации участников СВО нужна прогулочная зона, можно сделать спортивно-оздоровительный участок, чтобы ходить там на лыжах. Главное, чтобы это не навредило природе с точки зрения птичек и лягушек.

По мнению депутата, губернатор мог бы создать оргкомитет, который станет оператором реализации его идеи.

Параллельно Минприроды не оставляет планы по очистке Свияги и спрямлению русла. “Проект живой, экспертиза пройдена. Как будет проще с СВО – деньги дадут”, – говорит депутат. Министр Рахматулина подтверждает: первые 7 км расчистки реки Свияга от улицы Шолмова до Минаевского моста начнут после завершения реконструкции переправы.