Фототур “Весна Евразии – Новый шелковый путь”. Дорога к возрождению контактов между народами Вашему вниманию четыре города Великового Шелкового Пути на территории Казахстана: Тараз, Испиджаба (Сайрам), Шымкент и Туркестан
ТАРАЗ Тараз, в советское время — Джамбул, административный центр Жамбылской области. Городу, некогда являвшемуся центром степной части Великого Шелкового Пути, более 2000 лет. В средневековье на Великом шелковом пути особое место занимал Тараз. В письменных источниках он известен как Талас, или Янги-Талас. В VII веке он стал крупным городом, игравшим важную роль на тропе Великого шелкового пути. В древности город Тараз был одним из промежуточных пунктов Великого шелкового пути, по которому купцы из Китая и Индии ездили в Европу и наоборот. От тех времен в городе сохранились остатки около 20 караван-сараев, самым интересным из которых является Торткуль. Расположенный на западной окраине Тараза Торткуль долгие годы представлял собой огромный курган, пока в советские годы здесь не начались раскопки. Исторические исследования и реконструкция продолжились в 2000-х годах, в результате чего были восстановлены пятиметровые стены и воссоздан внутренний интерьер. В Торткуле были обнаружены остатки двора, гостиницы, бань и других помещений для отдыха торговых караванов. Археологи нашли здесь в большом количестве фрагменты керамической посуды, старинные монеты и другие артефакты. ШЫМКЕНТ САЙРАМ Мавзолей Ибрагим Ата находится на окраине северо-западной части села Сайрам, на высоком холме, у дороги в село Аксу. Мавзолей построен предположительно до XVI – XVII в.в. и воздвигнут над могилой духовного правителя шейха Ибрагима – отца Ходжи Ахмеда Ясави. В древнем Сайраме, который в средние века был одним из очагов пропаганды исламской религии, жило много духовных наставников и ученых. Карашаш-ана была дочерью известного в Сайраме шейха Мусы. Карашаш ана была одной из самых просвещенных, благовоспитанных и грамотных женщин своего времени. Родом из знатной и богатой семьи, Карашаш ана не была высокомерной. Она обладала даром целительства, помогала людям растолковывать и понимать сны. Знаменитая женщина много времени уделяла воспитанию не только своих детей, помогая всем страждущим и больным. По преданию, бытующему в народе, когда-то к верхушке купола была привязана прядь черных волос (имя Карашаш означает «черноволосая»), но впоследствии она была утеряна. Единственный уцелевший минарет в древнем Сайраме носит имя пророка Хызыра Пайгамбара, который упоминается в Коране как безымянный спутник Мусы (Моисея). ТУРКЕСТАН Жемчужина Великого Шелкового пути – город Туркестан – один из древнейших городов не только Казахстана, но и Центральной Азии. Возникший в 490 году, он достиг своего расцвета в XII веке. Окруженный мощными крепостными стенами, Туркестан был административным центром среднеазиатских владетелей из династий хорезмшахов, монголов, тимуридов, шейбанидов. В XVI – XVIII века вв. он был столицей Казахского ханства, располагаясь на стыке кочевой и оседлой культур, на пересечении торговых путей. В этом городе проходили величественные церемонии вступления на престол ханов, с участием представителей других государств. Слава города простиралась по всему миру. Перед въездными воротами установлена символическая композиция каравана верблюдов. Мемориальный комплекс Азрет-Султан помимо самого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави включает в себя множества других сооружений построенных рядом с ним в разные годы, а именно средневековую баню, келья где жил Ясави после исполнения ему 63 лет, мавзолей правнучки Тамерлана и дочери астронома Улугбека Рабии — Султан Бегим, мавзолей казахского хана Есима, шильдехана и другие памятники старины, среди которых чудом сохранившийся подземный дом для размышлений Кумшик-ата. В целом весь комплекс объектов иногда именуется как «историко-культурная резервация». Мавзолей Рабии Султан Бегим находится в 60 м к юго-востоку от ханаки Ахмеда Яссави и он упоминается в письменных источниках ХVІ века. Воздвигнут над могилой Рабии Султан Бегим (около 1430-1485) – дочери Улугбека, знаменитого Тимурида, выданной в 1451 году замуж за хана Абулхайра, матери ханов Кошкинши и Суйиниша. Въездные ворота и крепостные стены. Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави – непревзойденный шедевр средневекового зодчества. Это удивительный комплекс дворцов и храмов из 30 различных комнат и залов. Поражают впечатление элегантность декора, узорные своды потолков, цветная мозаика. Памятник восстановлен в своем первозданном виде и охраняется государством. Современный мавзолей был построен на месте погребения суфийского поэта Ходжи Ахмеда Ясави имевшего большой авторитет среди мусульман региона и оказавшего значительное влияние на ислам в Средней Азии. Он умер в 1166 (67) и был похоронен с большой честью в маленьком мавзолее. Ныне существующий мавзолей был возведен спустя 233 года после его смерти по приказу Тамерлана. В 1395 году Тамерлан нанес поражение хану Тохтамышу, правителю Золотой Орды и сжёг столицу орды Сарай-Берке. В честь этой победы полководец решил построить новый, грандиозный мемориальный комплекс на месте старого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, который к тому времени стал очень ветхим. В этом решении Тамерлан руководствовался как религиозными убеждениями, так и политическими целями. Возводя мавзолей на могиле уважаемого человека, он утверждал свою власть и укреплял свой авторитет среди кочевников степи. Некоторые историки считают, что Тамерлан сам принял личное участие в составлении проекта для будущего мавзолея и давал инструкции его строителям. Тамерлан сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (единица меры длины, равная 60,6 см). Этим модулем (гязом) определялись размеры всех остальных частей сооружения. В указе Тамерлана содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства. Ещё в 1385 году по приказу Тамерлана на месте могилы Ясави было заложен монастырь суфиев, последователей Ясави, но завершение строительства мечети прекратилось сразу после его смерти в 1405 году. После смерти Тамерлана недостроенным остался лишь входной портал. Мавзолей Есимхана. XVI век. После смерти брата Тауекель хана султан Есим становится ханом Казахского ханства во время похода на Бухару. Есим хан, получил в народе прозвище (Отважный Есим Великан) за отвагу в отражении внешней агрессии на Казахское ханство. Его правления стало временем очередного усиления Казахского ханства, третьим по счету после Касым-хана и Хак-Назар-хана. Есим-хан переносит столицу ханства в Туркестан. Высокого роста, мужественный воин, султан Есим был опытным военачальником и одаренным политиком. Есим-хан заключает мирный договор с Бухарой. По договору к казахскому ханству перешли Ташкент, Шахрухия, Канка и часть Ферганы. Главной его целью было преобразование Казахского ханства в централизованное государство. Особое внимание хан Есим уделял укреплению военной мощи Казахского ханства, наделив широкими военно-политическими полномочиями султанов и представителей знати. Территория Мемориального комплекса Азрет-Султан – цветущий сад. Средневековые захоронения. Шильдехана — средневековое культовое суфийское сооружение. На территории Мемориального комплекса размещены найденные при раскопках отдельные фрагменты существовавшей крепости и культовых сооружений старого города. Часть 1. Анонс. Фототур «Весна Евразии — Новый шелковый путь». Дорога к возрождению контактов между народами Часть 2. Simbiblis торит новый шелковый путь Евразии: Байконур, Казахстан, Туркестан… Часть 3. Ташкент – город хлебный Часть 4. Simbiblis: Фототур «Весна Евразии — Новый шелковый путь». Самарканд, Бухара Часть 5. Simbiblis: Как строят новые дороги в Узбекистане Часть 6. Simbiblis: По маршруту караванов Часть 7. Simbiblis: Путевые заметки с Шёлкового пути. Аль-Хакима ат-Тирмизи Часть 8. Simbiblis: Шелковый путь. Караван-сарай Хиштин. Гиссарская крепость Часть 9. Simbiblis: Таджикистан. По маршруту караванов и Анзобский перевал. Худжанд Часть 10. Simbiblis: Кыргызстан. Ош — точка пересечения караванов на Великом Шелковом пути Часть 11. Simbiblis: Кыргызстан. Фотозарисовки с Шелкового пути Часть 12. Simbiblis: Кыргызстан. К Шелковому пути через перевал Талдык Часть 13. Simbiblis: По Шелковому Пути к китайской границе «Иркештам» Часть 14. Simbiblis: К подножию пика Ленина. Встреча в Сары-Моголе Часть 15. Simbiblis: Кыргызстан. Фотоответы на интересующие читателей вопросы Часть 16. Simbiblis: Неприступный Караван-Сарай Таш-Рабат и «Китайские ворота» Часть 17. Simbiblis: Ферганский и Чуйский пути караванов ведут в Барскоон. Иссык-Куль |
|
|
Аноним
Супер-материал. Спасибо Вам большое!
Гость
как удивительно сочетаются арабские надписи со славяно-арийской свастикой на многих древних архитектурных памятниках. Это наводит на мысль, что в былые времена на этих землях хозяйничали отнюдь не казахи
Спасибо
Очень познавательный материал!