Мы продолжаем публикацию документов, выносимых на обсуждение регионального Экспертного совета (в частности, отчета губернатора перед ЗСО за 2012 год). Сегодня предлагаем обсудить первую часть раздела, посвященного сельскому хозяйству, пищевой промышленности и ветеринарии. Напомним, все документы размещены на сайте Экспертного совета.
Архив обсуждений:
1. Проект технического задания на создание Концепции формирования региональной идентичности в Ульяновской области
2. Экспертное обсуждение. Медицина и демография. Часть 1
3. Экспертное обсуждение. Медицина и демография. Часть 2
4. Экспертное обсуждение. Медицина и демография. Часть 3
5. Экспертное обсуждение. Медицина и демография. Часть 4
6. Экспертное обсуждение. Образование. Часть 1
7. Экспертное обсуждение. Образование. Часть 2
8. Экспертное обсуждение. Молодежная политика
9. Экспертное обсуждение. Инновации
Сельское хозяйство, пищевая промышленность, ветеринария

В соответствии с федеральными приоритетами, задачами, ранее поставленными Губернатором – Председателем Правительства Ульяновской области С.И. Морозовым в 2012 году перед агропромышленным комплексом Ульяновской области была поставлена следующая ключевая задача:
– улучшение ситуации по обеспечению продовольственной безопасности населения Ульяновской области.
Для решения данной задачи необходимо было решить следующие подзадачи:
– модернизация экономики,
– создание условий для повышения её эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития,
– улучшение инвестиционного климата.
Соответственно, перед отдельными курируемыми отраслями ключевые задачи разбивались на следующие подзадачи:
– в сфере сельскохозяйственного производства – организованное проведение весенне-полевых работ с обязательным условием расширения посевных площадей и дальнейшее сохранение позитивной динамики в животноводстве;
– в сфере перерабатывающей промышленности – обеспечение дальнейшего роста объема производства продукции;
– в отрасли торговли – стабилизация ценовой ситуации на продовольственном рынке Ульяновской области.
В целом можно отметить, что поставленные задачи решены: во всех курируемых отраслях отмечается высокая динамика социально-экономического развития. Исключение составляет растениеводство, но здесь спад полностью обусловлен негативными природно-климатическими условиями.

Согласно статистическим данным за 2012 год, в животноводстве Ульяновской области отмечается рост производства продукции и увеличение численности поголовья скота, причем рост происходит более высокими темпами, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу и по Российской Федерации.
Анализ показывает, что по итогам 2012 года по темпу роста производства продукции животноводства и поголовья скота Ульяновская область занимает лидирующие позиции среди регионов ПФО и Российской Федерации.
По итогам 2012 года в хозяйствах всех категорий Ульяновской области реализовано на убой скота и птицы (в живом весе) 85,8 тыс. тонн – 124,4% к 2011 году (по Российской Федерации – 106,1%, по Приволжскому федеральному округу – 103,7%).
Такой объем производства мяса является наивысшим показателем для Ульяновской области, начиная с 1995 года.


По показателю темпа роста реализации на убой скота и птицы Ульяновская область занимает 2 место среди регионов Приволжского федерального округа и 4 место – в целом по Российской Федерации.
Высокий показатель роста производства мяса в Ульяновской области обусловлен развитием свиноводства и птицеводства. Так, рост производства мяса свиней в Ульяновской области составил 129,1% (это 2 место среди регионов ПФО и 6 место – в целом по Российской Федерации); темп роста производства мяса птицы – 150,7% (3 место среди регионов ПФО и 4 место – по России).
Соответственно, основное влияние на увеличение производства мяса в целом по области оказали муниципальные образования, в которых расположены птицефабрики и свинокомплексы: Мелекесский район – произведено 21,9 тыс. тонн (126% к 2011 году, за счет ООО «СимбирскБройлер»), Ульяновский район – 9,8 тыс. тонн (рост в 2,5 раза, за счет ООО «Симбирский бекон»), Чердаклинский район – 6,7 тыс. тонн (рост на 13%, за счет ООО «Свинокомплекс «Волжский» и ООО «Ульяновская птицефабрика»), Майнский район – 8,6 тыс. тонн (рост в 2,2 раза, за счет ООО «Птицефабрика «Тагайская»), Новомалыклинский район – 5,6 тыс. тонн (105,8%, за счет ООО «Свинокомплекс интенсивного кормления «Новомалыклинский»).
Наибольшее снижение производства мяса допущено в Старомайнском и Сурском районах, соответственно, 92,8% и 95%.
За счет увеличения объемов производства в 2012 году улучшились показатели самообеспеченности по мясу: в 2012 году она составила 71% (в 2011 году было – 66%).
Второй год подряд в Ульяновской области отмечается увеличение производства молока. В 2012 году валовый надой молока составил 267,5 тыс. тонн – 102,5% к прошлому году (по ПФО – 100,4%, по РФ – 100,9%). По темпу роста производства молока Ульяновская область занимает 5 место среди регионов Приволжского федерального округа и 24 место – в целом по Российской Федерации. По итогам 2012 года уровень самообеспеченности по молоку составил 92% (в 2011 году – 90%).
В целом по области можно выделить 12 муниципальных образований, в которых объемы производства молока выполнены в 2011 году. Наибольший рост производства обеспечен в Сурском районе – 150% (за счет ООО «Агро-Гулюшево»). При этом в 9 сельских районах отмечено невыполнение объемов производства молока: Кузоватовский район (98,9%), Майнский район (99,9%), Мелекесский район (99,3%), Николаевский район (97,6%), Павловский (97,3%), Старокулаткинский (96,9%), Старомайнский (94,7%), Тереньгульский (99,9%), Ульяновский район (92,8%).
Получено яиц 488,1 млн. штук или 106,8% к январю-декабрю 2011 года (по ПФО – 100,5%, по РФ – 102,2%). По темпу роста производства яйца Ульяновская область занимает 3 место среди регионов ПФО и 18 место – в целом по стране. Такой объем производства яйца является наивысшим показателем для Ульяновской области, начиная с 2003 года.
Рост обеспечен за счет сельскохозяйственных организаций (т.е. птицефабрик), где произведено 362,5 млн. штук (116,5% к 2011 году), в КФХ произведено 0,6 млн. штук (3,4% к 2011 году, т.к. индивидуальный предприниматель, занимающий птицеводством в Инзенском районе, перерегистрировался в ООО), в хозяйствах населения – 124,9 млн. штук (97,8%).
По итогам 2012 года уровень самообеспеченности по яйцу составил 140% (в 2011 году было 131%).
Все районы, имеющие птицефабрики, увеличили производство яйца: Ульяновский район – произведено 125,4 млн. рублей (рост на 3,0% к 2011 году), Чердаклинский район – 79,8 млн. штук (100,0%), Николаевский район – 55,0 млн. штук (131,7%), Барышский район – 39,4 млн. штук (109,9%), Вешкаймский район – 38,5 млн. штук (104%), Мелекесский район – 24,6 млн. штук (123,1%), Майнский район – 22,5 млн. штук (117,6%), Старомайнский район – 6,4 млн. штук (102,7%).
Необходимо отметить, что рост производства продукции животноводства в Ульяновской области обеспечен за счет сельхозпредприятий, т.е. за счет товарного сектора. В сельхозпредприятиях Ульяновской области по итогам 2012 года реализовано на убой скота и птицы (в живом весе) 43,5 тыс. тонн – 163,2% к 2011 году); произведено молока – 83,0 тыс. тонн (106,8%), получено яиц – 362,5 млн. штук (116,5%).
Производство продукции животноводства в Ульяновской области возросло как за счет роста продуктивности скота, так и за счет увеличения численности поголовья.
По итогам 2012 года в сельскохозяйственных организациях Ульяновской области отмечается увеличение продуктивности сельскохозяйственных животных: надой молока на 1 корову составил 3593 кг (рост на 256 кг или на 8%; средняя яйценоскость 1 курицы-несушки составила 305 штук (рост на 4 шт. или на 1,3%); среднесуточный прирост КРС составил 513 гр. (рост на 77 гр. или на 18%); среднесуточный прирост свиней составил 433 гр. (рост на 110 гр. или на 34%).
Несмотря на сложные погодные условия, наблюдавшиеся в Ульяновской области в 2012 году, принятые меры бюджетной поддержки и реализация инвестиционных проектов способствовали сохранению и увеличению поголовья всех видов сельскохозяйственных животных.
В хозяйствах всех категорий Ульяновской области отмечается динамика увеличения всех видов поголовья скота (тыс. голов).

По состоянию на 1 января 2013 года во всех категориях хозяйств Ульяновской области численность крупного рогатого скота увеличилась по сравнению с уровнем прошлого года на 2,7 тыс. голов или на 1,7% и составляет 157,5 тыс. голов. Для сравнения: по Приволжскому федеральному округу и по Российской Федерации отмечается сокращение поголовья: 97,6% и 99,2% соответственно.
Всего 4 региона в округе (в том числе Ульяновская область) смогли не допустить сокращения поголовья крупного рогатого скота. При этом по темпу роста поголовья наша область занимает 2 место в округе и 19 место по стране.
По итогам 2012 года поголовье коров в Ульяновской области возросло на 0,5 тыс. голов или на 0,7% и составило 67,2 тыс. голов. При этом по Приволжскому федеральному округу и по Российской Федерации отмечается сокращение поголовья: 97,4% и 99,0% соответственно.
По состоянию на 1 января 2013 года поголовье свиней в Ульяновской области составляет 184,9 тыс. голов или 127,0% к прошлому году (в ПФО – 103,2%, по Российской Федерации – 109,2%). Такая численность поголовья свиней – наивысший показатель для Ульяновской области, начиная с 1999 года. По темпу роста поголовья свиней Ульяновская область занимает 2 место в округе и 9 место по стране.
Поголовье овец и коз в Ульяновской области возросло на 6,7 тыс. голов или на 10,0% и составляет 73,1 тыс. голов (в ПФО – 99,9%, по Российской Федерации – 104,4%). По темпу роста поголовья овец и коз Ульяновская область занимает 1 место в округе и 7 место по стране.
Поголовье птицы в Ульяновской области составляет 3 млн. 923,8 тыс. голов (рост на 1,0% к 2011 году), в том числе на птицефабриках – 3 млн. 289,4 тыс. голов (рост на 4,5%).
Высокие темпы роста производства отдельных видов продукции животноводства позволили обеспечить производство валовой продукции животноводства в стоимостном выражении на сумму 14 млрд. 980,7 млн. рублей (для сравнения: 2011 год – 12 308 млн. рублей, 2010 год – 10 976,6 млн. рублей.).
Индекс физического объема производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) в 2012 году составил 110,5% к уровню 2011 года.
По данному показателю Ульяновская область занимает 2 место среди регионов Приволжского Федерального округа и 7 место – в целом по Российской Федерации.

Единственная отрасль, которая показывает спад производства – это растениеводство. Снижение показателей здесь обусловлено неблагоприятными погодными условиями.
Оценивая итоги прошедшего сельскохозяйственного года, нужно сказать, что изначально мы возлагали на него большие надежды.
Если в 2011 году после засухи 2010 года аграриям удалось получить рекордный урожай сахарной свёклы, подсолнечника и наивысший за последние 13 лет урожай зерна, то, к сожалению, в 2012 году природа внесла коррективы в наши планы, вновь показав, в каких тяжелых условиях приходится работать сельскохозяйственным товаропроизводителям Ульяновской области.
Причем пострадали, в первую очередь, наиболее урожайные озимые зерновые культуры. Так, в ходе перезимовки погибло 26 тысяч гектаров озимых культур, а затем от летней засухи посевы погибли еще на 104 тысячах гектарах. В результате урожайность зерновых по сравнению с 2011 году снизилась с 22,8 до 14,8 ц/га.
Нужно сказать, что благодаря оперативно принятым мерам погибшие озимые посевы были пересеяны. Это позволило обеспечить наивысший уровень посевной площади сельскохозяйственных культур за последние 9 лет, она составляет 993 тыс. га.

В связи с гибелью посевов валовый сбор зерна в Ульяновской области в 2012 году сократился в 2 раза по сравнению с 2011 годом (650,4 и 1297,7 тыс. тонн соответственно). Темп снижения производства зерна в Ульяновской области (50,1% к уровню 2011 года) – самый высокий среди регионов Приволжского федерального округа.
По итогам 2012 года одно муниципальное образование (Мелекесский район) произвело зерна в объеме более 100 тыс. тонн (153 тыс. тонн). Для сравнения: по итогам 2011 года таких районов было 5 (Мелекесский район, Чердаклинский район, Цильнинский район, Сурский район, Майнский район).
Необходимо отметить, что полученный урожай зерна (650,4 тыс. тонн), с учетом запасов прошлого года, обеспечивает потребности Ульяновской области в продовольственном зерне и семенах; отмечается лишь дефицит фуражного зерна.
Валовый сбор и урожайность основных сельскохозяйственных культур в Ульяновской области за 2008-2012 годы приведены в таблице.

Несмотря на неблагоприятные погодные условия, благодаря внедрению перспективных сортов и гибридов и применению современных технологий защиты растений, в текущем году отмечается высокая урожайность подсолнечника и сахарной свёклы – 11,1 и 308,0 ц/га, соответственно, что также выше уровня прошлого года.
Это позволило получить в текущем году второй за всю историю Ульяновской области урожай подсолнечника – 132,7 тыс. тонн. Рекордный урожай был получен в прошлом году – 154,1 тыс. тонн.
По объемам производства сырья Ульяновская область на 200% обеспечена собственным растительным маслом.
Наибольшие посевные площади и, соответственно, объемов производства в следующих муниципальных образованиях: Мелекесский район – 16,3 тыс. тонн (14%), Чердаклинский район – 14,0 тыс. тонн (12%), Радищевский район – 11,9 тыс. тонн (10%).
Урожайность подсолнечника составила 11,1 ц/га, это очень высокий показатель для Ульяновской области. В Ульяновском районе – 16,0 ц/га, Цильнинском районе – 15,9 ц/га, Новоспасском районе – 15,8 ц/га,
В текущем году получен максимальный за всю историю Ульяновской области урожай сахарной свеклы – 566,3 тыс. тонн. Предыдущий рекорд тоже был в прошлом году – 551,6 тыс. тонн.
Производством сахарной свеклы занимаются 6 муниципальных образований: Майнский, Сурский, Ульяновский, Цильнинский, Чердаклинский районы. Основную долю (70%) занимают хозяйства Цильнинского района.
Наивысшая урожайность отмечена в Чердаклинском (328,4 ц/га) и Цильнинском (324 ц/га) районах.
Валовый сбор картофеля составил 231,4 тыс. тонн (81,8% к уровню 2011 года), овощей – 98,9 тыс. тонн (82,0%).
Производство картофеля на 200% обеспечивает потребности населения Ульяновской области.
Общее производство овощей (открытого и закрытого грунта) (98,9 тыс. тонн) обеспечивает потребность населения области на 75%.
Одним из направлений работы, которое способно минимизировать ущерб от гибели урожая сельскохозяйственных культур в результате природно-климатических условий является развитие сельскохозяйственного страхования.
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 260-ФЗ 25 июля 2011 года «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Основные положения закона:
1) государственная поддержка будет осуществляться только по катастрофическим рискам, под которыми будет пониматься недобор урожая более чем на 30% или падеж либо вынужденный убой сельскохозяйственных животных;
2) расширен перечень рисков по страхованию сельскохозяйственных культур (воздействие опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений, проникновение и (или) распространение вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер, нарушение снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях).
3) с 1 января 2013 года господдержка также оказывается и при страховании рисков утраты (гибели) сельскохозяйственных животных в результате заразных болезней животных, стихийных бедствий, нарушения снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий, если условия содержания сельскохозяйственных животных предусматривают обязательное использование электрической, тепловой энергии, воды, пожаров.
4) предусматривается, что государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей будет осуществляться в форме перечисления страховщику уполномоченным органом 50% от начисленной страховой премии за счет средств федерального бюджета по договору сельскохозяйственного страхования. Таким образом, 50% страховой премии будет платить сам сельхозпроизводитель, а другие 50% будут компенсироваться государством страховой компании. Тогда как сейчас сельхозпроизводитель оплачивает 100% страховой премии, а затем получает не менее 50% компенсации от государства;
5) закон предусматривает разработку плана сельскохозяйственного страхования на основе предложений субъектов РФ и объединения страховщиков. План будет содержать перечень объектов сельскохозяйственного страхования по видам и группам сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, видам, половому, возрастному составу сельскохозяйственных животных, страхование которых подлежит государственной поддержке в плановом году. На основании плана, представленного регионом в Минсельхоз России, будет доводиться лимит субсидий.
6) закон предусматривает создание национального объединения страховщиков, основанного на принципе добровольного членства. Объединение несет обязательства по тем страховщикам, которые в него вступают, в случае, если они становятся банкротами;
7) создается фонд компенсационных выплат, который формируется за счет отчислений страховщиками части полученных страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования. Размер таких отчислений устанавливается объединением страховщиков, но не может быть менее чем 5% от полученных страховых премий по договорам сельхозстрахования.
В целях увеличения объемов страхования посевов сельскохозяйственных культур Министерством сельского хозяйства Ульяновской области в 2012 году была проведена работа по улучшению информированности сельхозтоваропроизводителей:
– была продолжена практика проведения межрайонных совещаний с участием страховых компаний и руководителей хозяйств, а также выступления по данному вопросу на заседаниях штаба по подготовке к проведению полевых работ;
– Министерством сельского хозяйства Ульяновской области разработана «Памятка по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних культур с государственной поддержкой в 2012 году», где в краткой форме отражены основные моменты сельскохозяйственного страхования. Памятка направлена в адрес администрации муниципальных образований и размещена на сайте Министерства сельского хозяйства Ульяновской области www.agro-ul.ru.
Немаловажным фактором, стимулирующим развитие агрострахования, является использование сельскохозяйственными товаропроизводителями кредитования в банках под залог будущего урожая, которое предусматривает обязательное его страхование.
В 2012 году сельскохозяйственными товаропроизводителями Ульяновской области заключено 109 договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой.
Сумма начисленной страховой премии составила 63 528,7 тыс. рублей, из которых 50% уплачено непосредственно сельскохозяйственными товаропроизводителями и 50% – перечислено по заявлению хозяйств в адрес страховых компаний за счет средств федерального и областного бюджетов.
В 2012 году договора страхования сельхозтоваропроизводителями Ульяновской области заключались со следующими страховыми компаниями: ЗАО «МАКС», ОАО «Альфа-Страхование», ЗАО СК «РСХБ-Страхование», ОАО СК «Альянс», ООО СК «Исла», ОСАО «Ингосстрах», ОАО СО «Талисман», ООО СО «Купеческое», ОАО СК «МРСК», ООО СК «Северная казна», ООО «НПСК», ООО «Росгосстрах».
Вместе с тем, несмотря на принятые меры, в 2012 году отмечается уменьшение объемов сельскохозяйственного страхования. Застрахованная площадь посевов составила 122,9 тыс. га (14,0% от посевной площади), в 2011 году было застраховано 15,4%.
Основные причины низких объемов агрострахования мы видим в экономических составляющих:
1) тяжёлое финансовое положение большинства сельскохозяйственных предприятий, не позволяющее им единовременно изыскать необходимые денежные средства и высокая стоимость страхования, а также необходимость уплаты страхового взноса в течение короткого периода до окончания посевной (даже несмотря на то, что с 2012 года хозяйствами уплачивается только половина страховой премии);
2) недоверие сельхозтоваропроизводителей к страховым компаниям;
3) недостаток знаний по страхованию у сельских товаропроизводителей.
В 2012 году к этим причинам прибавились:
4) длительность подготовки страховыми компаниями изменений в свои внутренние документы в связи с введением новаций в законодательство об агростраховании;
5) непредвиденное отвлечение дополнительных денежных средств на пересев погибших озимых культур (от вымерзания погибли посевы на площади 26 тыс. га);
6) снижение объема страхования озимых культур под урожай 2013 года объясняется катастрофическим ухудшением финансового положения сельхозпредприятий из-за засухи.
Немаловажной причиной, влияющей на недостаточные объемы сельхозстрахования является снижение доверия сельхозтоваропроизводителей к страховым компаниям, связанные с отказом в выплате страхового возмещения или в уменьшении его суммы. В 2011-2012 годах в Ульяновской области участились случаи судебных споров по вопросу разногласий в выплате страхового возмещения по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой.
Можно отметить, что за 2011-2012 годы в судебных делах, где третьей стороной выступало Министерство сельского хозяйства Ульяновской области, в пользу сельхозпредприятий вынесено большинство решений (выиграно 15 дел с суммой выплаты порядка 40 млн. рублей).

Кроме того, для ликвидации последствий засухи Министерством сельского хозяйства Ульяновской области совместно с муниципальными образованиями в сжатые сроки были подготовлены необходимые документы для выделения бюджетных средств на компенсацию потерь от засухи, которые в установленный срок представлены в Минсельхоз России.
На основании результатов экспертизы Правительством Российской Федерации было принято решение о выделении помощи для пострадавших от засухи сельхозтоваропроизводителей Ульяновской области.
На данные цели Ульяновской области выделены средства из федерального бюджета в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности региональных бюджетов в сумме 126,8 млн. рублей. Субсидии были перечислены в декабре 2012 года сельхозтоваропроизводителям, прошедшим экспертизу в ФГБУ «Россельхозцентр» (г. Москва).
Несмотря на засуху, аграриями Ульяновской области сделан хороший задел для формирования урожая будущего года.
Под урожай 2013 года посеяно озимых культур на площади более 270 тысяч гектаров, что почти на 15 тысяч гектаров больше показателей прошлого года. Зябь вспахана на площади 416 тысяча гектаров, это на 40 тысяч гектаров больше прошлогоднего уровня.
Поголовье скота в Ульяновской области в полной мере обеспечено грубыми и сочными кормами. За счёт снижения производства в растениеводстве (в первую очередь, зерна), произошло снижение темпов производства продукции сельского хозяйства относительно уровня 2011 года.
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства (в сопоставимой оценке) составил 88,8% к уровню 2011 года. При этом в растениеводстве наблюдается снижение на 27% (73,1%), в животноводстве – рост на 10,5%.

Валовой продукции сельского хозяйства (в действующих ценах) произведено на сумму 26 млрд. 056 млн. рублей (для сравнения: 2011 год – 29 млрд. 540,7 млн. рублей, 2010 год – 16 млрд. 174,2 млн. рублей).

Основным инструментом государственной политики в АПК Ульяновской области, направленным на решение поставленных задач, является государственная поддержка через областные целевые программы.
В 2012 году действовали следующие областные целевые программы
– ОЦП «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008-2012 годы;
– ОЦП «Развитие малых форм хозяйствования на селе Ульяновской области» на 2010-2012 годы;
Финансирование ОЦП «Развитие потребительской кооперации в Ульяновской области на период до 2012 год» было приостановлено. Также в 2012 году не финансировалась областная целевая программа «Модернизация объектов сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Ульяновской области».
На протяжении 2012 года в основную программу – ОЦП «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008-2012 годы вносились изменения и дополнения, предусматривающие новые направления государственной поддержки (в частности, новые направления поддержки фермеров (гранты начинающим фермерам и на развитие семейных животноводческих ферм), приведение в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами, а также перераспределение средств по статьям с учетом выделяемого объема финансирования.
Необходимо отметить, что на протяжении всего периода реализации данной программы, отмечается неполное финансирование ее мероприятий. Так, на 2012 год по ОЦП «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» из областного бюджета запланировано финансирование в сумме 1 111 млн. рублей; фактически на всю поддержку выделено 608 млн. рублей (с учетом вносимых изменений), при этом в 1 квартале 2012 года в счет долгов прошлого года сельхозтоваропроизводителям было перечислено 200 млн. рублей.
Всего, по состоянию на 01 января 2013 года на развитие села Ульяновской области выплачено средств из областного и федерального бюджета в сумме 1 793,5 млн. рублей, в том числе:
– на поддержку сельскохозяйственного производства – 1 млрд. 618,9 млн. рублей (областной бюджет – 734,9 млн. рублей (с учетом погашения задолженности 2011 года и дотаций на ликвидацию потерь от засухи), федеральный бюджет – 884,0 млн. рублей (99,5% поступивших средств));
– на реализацию ФЦП «Социальное развитие села» – 174,6 млн. рублей (федеральный бюджет – 133,7 млн. рублей, областной бюджет – 40,9 млн. рублей).