В Чебоксарах. Рассвет

ГЭС

Маяк

Шлюз открывается

В сцепке

Шлюз открыт, уровень воды резко снизился


Прошли шлюз ГЭС

Шлюз с другой стороны

Так и пойдем)

Взгляд со стороны

Махина ГЭС. Впечатлила

Вот и парус, опять же.. как полагается-одинокий и белеет. Простите за горизонт)

Небо и баржа. 6 утра




Спасибо чебоксарским друзьям! Отличные здесь люди)

Мариинский посад

Тут

Такая тут Волга

Почти Сура

Такая узкая Волга аж провода свисают

Сергей Бурцев

Волга чуть не доезжая Волжска от Чебоксар

Козловка (чув-Кузлавка)

Зеленодольск. Чудо-переход по штилю


Далеко слева Казань

Свяжск заблестел золотом) Прямо-Свияга

Стан

Свияжск



Тут с туристами хорошо все

Сувенирка на отлично

Остров музей


19й и 21й

Похож на наш

Оттуда приплыли прошлый раз

Казанский

В камское устье

Радий ГУБАЙДУЛЛОВ: “По Волге: от Чебоксарской ГЭС до Романовского моста”

б1
Карта Казанской губернии от 1843 года

ЧЕБОКСАРСКАЯ ГЭС
Чебоксарская гидроэлектростанция, образующая Чебоксарское водохранилище, расположена на реке Волге в окрестностях Новочебоксарска, в 11 километрах ниже по течению от Чебоксар. В Волжском каскаде станция размещается между Нижегородской и Жигулёвской ГЭС.
Проектная отметка водохранилища (68 м) к настоящему времени не достигнута, Проектная площадь зеркала водохранилища – 2145 км², фактическая при существующем уровне 63 м – 1080 км². ГЭС сейчас вырабатывает энергии не более чем на 60 % проектной мощности.
Ещё в 1931 году была выдвинута идея создания каскада гидроузлов на Волге и Каме, известная как проект «Большая Волга». Чебоксарскую ГЭС тогда намечалось построить сразу после Горьковской, Куйбышевской и Волгоградской.
Пуск ГЭС при пониженном напоре (отметка 61 м) был осуществлён 31 декабря 1980 года. В целях обеспечения навигации весной 1981 года уровень был повышен до 63 м. Подъём уровня водохранилища до проектного уровня (отметка 68 м), изначально запланированный на 1987 год сдерживается из-за разногласий регионов: Чувашии, Марий Эл и Нижегородской области – вопрос поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки лоббируется руководством Чувашии и критикуется руководством Марий Эл и особенно Нижегородской области.

б2

Против подъёма уровня водохранилища протестуют местные жителей и экологи. Различными организациями периодически проводятся митинги, сборы подписей и другие мероприятия с целью выражения протеста против планов подъёма уровня водохранилища – по их мнению, это приведёт к многочисленным бедствиям: затоплению огромных территорий, разрушению памятников истории, заболачиванию и т.д.

МАРИИНСКИЙ ПОСАД
В красивой гористой местности правого берега Волги расположен приволжский городок, выросший на месте старинного села Сундырь, существовавшего с первой половины XVII в. Своё название село получило от имени речки, на берегу которой оно возникло. По-чувашски, Мариинский Посад до сих пор называется Сентерварри, что в переводе значит «устье Сундыря». В 1620 году здесь находилась «пустынька Сундырская». В 1624 году царь Михаил Фёдорович пожаловал поселение в вотчину митрополиту Крутицкому Сильвестру и оно стало быстро развиваться. Во второй половине XIX века местные купцы и ремесленники ходатайствовали о переименовании села Сундырь в посад Мариинский, в честь императрицы Марии Александровны, обязуясь взамен построить «богадельню на двадцать человек для призрения бедных, престарелых и увечных жителей» и в 1856 году это прошение было уважено.

б3
http://www.airfotovideo.ru/photos/photo1705.html
Мариинский посад

Достопримечательности:
– Государева гора, на которой летом 1767 года обедала императрица Екатерина II во время своего путешествия по Волге.
– Свято-Троицкий собор (1726 г.);
– Церковь Казанской Божией Матери (1761 г.);
– Краеведческий музей купеческого, мещанского и крестьянского быта;
– Старинные дома улиц Набережная и Ленинская.

ВОЛЖСКИЕ КЛАДЫ
По преданиям, на дне Волги покоится множество затонувших судов с грузом золота и серебра и драгоценных камней, а по волжским берегам зарыты казацкие и разбойничьи заговорённые клады.
Напротив Звенигова на возвышенном правом берегу Волги есть местность называемая «Разбойничий городок». Местные чуваши называют её «Карман ду» – каменная или укреплённая гора. По легенде, в этой горе есть ход, запертый железными дверями, а в нём – окованный железом сундук с сокровищами. Сундук этот будто бы выходит по ночам из горы, но завладеть им удастся только тому, кто от колокольни села Красный Яр, расположенного на противоположном берегу Волги, протянет до горы шёлковую верёвку. До того же этот сундук охраняет солдат с саблей, которого многие местные жители в начале XX столетия здесь видели.

б4
Волга на участке от Звенигово до Свияжска на карте 1939 года

СВИЯЖСК, ОСТРОВ-СЕЛО
Крепость Свияжск (первоначально он назывался Иван-город) был построен в 1551 г. за четыре недели. Иван Грозный долго не мог взять Казань. Для подготовки штурма решили в непосредственной близости от Казани быстро воздвигнуть крепость. Её создали под Угличем мастера, руководимые Иваном Выродновым. Затем крепость разобрали и сплавили на баржах до устья Свияги. В следующем, 1552 г. Казань была взята. История Свияжска нашла отражение в его древнем гербе – на синем поле на лодках изображен золотой город.
После строительства Куйбышеской гидроэлектростанции, приустьевую пойму Свияги затопило, и Свияжск оказался на острове.
Сейчас Свияжск – один из важных туристических центров Республики Татарстан.

б5
http://www.airfotovideo.ru/photos/photo2392.html
Свияжск

б6
http://www.airfotovideo.ru/photos/photo689.html
Свияжск

б7
http://www.airfotovideo.ru/photos/photo204.html
Свияжск

Самые интересные достопримечательности Свияжска:
– Успенский собор (1560 г.) с фресковой росписью, на которой изображён Иван Грозный;

б8

– Никольская церковь (1556 г.), построенная псковскими мастерами;
– деревянная Троицкая церковь (XVI в.), где ныне размещается краеведческий музей.

б9
http://www.airfotovideo.ru/photos/photo891.html
Свияжск

б10
http://www.airfotovideo.ru/photos/photo170.html
Низовья Свияги

б11
http://www.airfotovideo.ru/photos/photo908.html
Свияга у впадения в Волгу

РОМАНОВСКИЙ МОСТ
Романовский мост (Красный мост, Свияжский мост, Зеленодольский мост) через Волгу на линии Казань-Москва был построен в 1910-1913 годах. Первоначальная длина моста составляла – 1063 м.
Строительство моста началось 28 февраля 1910 года. Проект был разработан всемирно известным мостостроителем, профессором Н.А. Белелюбским, который спроектировал первый мост через Волгу – Александровский (Сызранский), открытый в 1876 году.
Руководителем строительства был назначен инженер со стажем Н.И. Цышевский.
Стоимость постройки оценили в огромные 9 миллионов рублей. 26 марта 1910 года Николай II присваивает будущему мосту имя – «Романовский». В октябре 1910 года Общество Московско-Казанской железной дороги устройство кессонов и устроев моста поручило германской фирме «Типе и Дейчман». Металлические фермы моста изготовили в Сормове. На строительстве моста работало более тысячи человек. Грандиозное строительство привлекло внимание богатой публики, поэтому на высоком берегу Волги купец Кузьмин построил ресторан «Лондон», где можно было наблюдать за зрелищем, одновременно вкушая разные блюда; а купцы в деревеньке Вязовые, которая располагалась на берегу, выстроились десятки лавчонок.
При строительстве Романовского моста случилось несколько аварий.
22 ноября 1911 года случилась авария: льдина подрезала деревянные свайные опоры, на которых держались мостки между быками. Люди с мостков падали вниз в ледяную воду и на лёд, погибло до 200 человек. 4 апреля 1912 года произошёл размыв защитных дамб, где на подмостках стояла на деревянных опорах готовая ферма. Убытки от разрушения рухнувшей фермы и размыва дамбы оказались баснословными. Весной 1913 года сгорели стройматериалы и несколько паровозов.
Но к июню 1913 года мост был выстроен.
Во время испытаний на статическую нагрузку пять паровозов и семь вагонов с балластом выстроились по одному на каждую ферму и оставались в этом положении 30 минут.
Для динамических испытаний был пущен поезд со скоростью 25 вёрст в час из 32 вагонов, гружёных дровами. В это время под мостом находились несколько судов, принимавших участие в постройке. В одном из них находился сам Николай Аполлонович Белелюбский, специально прибывший для испытания своего детища.
Церемония открытия моста, который назвали Императорским Романовским, состоялась 11 июня (25-го по новому стилю) при огромном скоплении участников строительства и любопытствующих.

б12
Церемония открытия моста

На берегу в деревне в честь 300-летия царствования Дома Романовых состоялась закладка часовни по проекту академика архитектуры А.В.Щусева.
В гражданскую войну у моста происходили ожесточённые бои, каменные арки береговых пролетов были взорваны.
Весной1921 года начался ремонт Романовского (Красного) моста, при котором каменные арки заменили на металлические.
В 1950-1952 годах ниже по течению рядом с действующим был построен второй мост, открытие движения по нему состоялось в январе 1957 года.
2006-2011 гг. была произведена замена пролётных строений старого моста. Один из пролётов моста было решено сохранить, и соорудить из него памятник мосту, однако этого так и не произошло. Последний дореволюционный пролёт был разрушен летом 2011 года, а за памятник предложили считать его небольшие фрагменты.

Русская кругосветка – программа нового открытия русских рек. Наша цель проста – заново открыть для себя и для всех красоту родных мест. Каждый год группа из трех путешественников отправляется на моторной лодке по закольцованному маршруту. В прошлом году программа стартовала со “Свияжской кругосветки”- классического маршрута, который проходил еще Ленин ulpressa.ru/2013/06/01/dmitriy-ezhov-volzhskiy-put-chast-1-sviyazhskaya-krugosvetka Сейчас стартовал маршрут “Сурской кругосветки” – 800-километрового перехода по Суре и Волге. Подключились спонсоры: ВоТГК и “Ямаха на Урицкого” (ульяновские дилеры), предоставившие материальное обеспечение путешествия. Следите за хроникой путешествия. В следующем году в планах переход по уральским рекам.

Также по теме:
Дмитрий ЕЖОВ: «Сурская кругосветка». Анонс маршрута.

КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ СУРСКОЙ КРУГОСВЕТКИ. Радий ГУБАЙДУЛЛОВ: Вёсны и осени Белой горы

«Сурская кругосветка»: день первый: Сурский заказник, река Барыш, Алатырь. Отчет о путешествии и история места от Радия Губайдуллова

«Сурская кругосветка»: день второй. От Алатыря до Ядрина. Отчет о путешествии и история места от Радия Губайдуллова

“Сурская кругосветка”: день третий. Сурские примечательности. Волга от Васильсурска до Козьмодемьянска. Фотоотчет о путешествии и история места от Радия Губайдуллова

“Сурская кругосветка”: день четвертый. По Волге от Ветлуги до Чебоксар. Фотоотчет о путешествии и история места от Радия Губайдуллова