Совместно с Министерством культуры мы возобновили  проект «ПроЧтение». В нем известные люди Ульяновска рассказывают о своей жизни с книгой, о том, что им дало чтение, что читают и рекомендуют читать сейчас.

Рубрика стартовала с интервью с новым человеком в региональном правительстве — пресс-секретарем губернатора  Тимофеем Гончаруком. Материал вызвал серьезный резонанс — позицию Тимофея по отношению к Солженицыну, например, широко обсуждали в соцсетях. Следом своими литературными предпочтениями с нами поделился главный редактор муниципальной газеты «Управдом» Алексей Николаев, специалист по связям с общественностью и пресс-секретарь «Управления спортивными сооружениями» Юлия Шулепова ; кандидат наук, член общественный палаты Дарья Корепова , руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия  Шарпудин Хаутиев, директор «Корпорации развития» Сергей Васин и актриса ульяновского драматического театра Мария Прыскина.

На этот раз мы поговорим с экс-руководителем креативного пространства “Квартал”, руководителем проекта “Парк Дружбы”, менеджером проектов в сфере культуры, первым заместителем руководителя Молодежного Инициативного Центра Пашей Андреевым.

Бесспорно, он человек креативный, творческий и энергичный. К 25 годам  успел попробовать себя на многих творческих площадках, до сих пор курирует несколько проектов связанных в том числе с литературой и ее продвижением в массы. Начинал свою карьеру в фонде «Ульяновск – культурная столица», являлся  менеджером дирекции программы «Ульяновск – литературный город ЮНЕСКО».

– В каком возрасте научился читать, кто научил?
– Точную цифру не помню. Наверное, когда пошёл в садик. Научила мама, но и бабушка постаралась. Любимой книгой была «Простквашино». В ней очень много иллюстраций. Именно в этой серии книг рассказывалось, как герои искали клад. Позже у меня появились и все остальные книги, но именно эта была любимой. Мне её грамотно презентовали. Поначалу, когда еще не умел читать, я её просто смотрел и слушал содержание от взрослых. Потом уже читал сам и не раз. Помню, когда мне было около 18 лет, я приезжал к бабушке и просил её достать, чтобы удовлетворить приступы ностальгии. Однако домой мне её забрать не разрешают.

– Чем она тебе так дорога?
– Зацепила картинками, ну и сам герой: мальчик, сбежавший из города в деревню, такой настойчивый, ответственный, свободолюбивый и целеустремленный. Он умеет заботиться о себе и о других.

– Сейчас в себе что-то видишь от Дяди Фёдора?
– Не знаю, может некую решительность или принципиальность, стремление к свободе, любовь к животным.

Читал книги из школьной программы? Если да, то были фавориты?
– В том возрасте с книжками вообще не очень сложилось – у меня, как у активиста школьника, всегда летом была куча других занятий. Но в каком-то классе прочёл Джека Лондона, видимо, под влиянием отца. Он большой поклонник этого автора. Еще помню Тома Сойера. Я никогда не выполнял летнюю программу по чтению, в которой, к слову, было от 50 до 100 книг. Правда сочинения потом писал нормально. Нужно всё-таки сказать спасибо родителям: они не заставляли меня учиться из-под палки, а старались грамотно замотивировать.

– Какие жанры увлекали тогда?
– Наверное, приключения, фантастика. Я до сих пор люблю Гарри Поттера и Властелин колец. Хотя серию книг о Гарри Поттере не перечитывал, у меня бабушка фанат.

– Книги из её библиотеки брал или еще какие-то источники использовал?
– Основную часть литературы брал у бабушки, правда всегда был вторым в очереди – со мной в одном классе училась двоюродная сестра, она жила у бабушки, поэтому всё, что в школе задавали, читала сначала она. Иногда что-то получалось взять у школьного библиотекаря: она откладывала мне книги по школьной программе, потому что я часто там бывал и помогал раскладывать книги.

– А у бабушки как библиотека сформировалась?
– Постепенно, покупали. Они с дедом вообще очень начитанные люди, вырастившие 2 поколения детей. Одним словом, по городским библиотекам я не ходил, может только когда давали конкретно такое задание в школе – именно пойти, записаться в библиотеку, найти там определённую книгу и т.д.

– Сейчас импульсов не бывает перечитать там какую-нибудь книжку из школьной программы?
– В последнее время хочется перечитать Тома Сойера. Сейчас перечитываю Обломова, потому что в школе прошло быстро, а в университете мы его как-то и не проходили. Слишком много звучит Гончаров, поэтому решил осилить тройку его книг на букву «о», пока скучно. Хотя друг сейчас читает «Обыкновенную историю», тоже говорил: “Ой, как скучно!”. А в конце резюмировал: “Ой, как здорово!”. Вот и я жду, когда настанет этот чудесный момент.

– Из современных кого-то читаешь?
– Нет. Считаю, что это большое упущение, как-то нужно начинать. Поэзию много читаю, в том числе и ульяновскую, чтобы понимать – кто и что здесь пишет. К примеру, из пишущих в регионе могу назвать Катю Нейфильд, Сергея Гогина, Галу Узрютову, Лену Кувшинникову. Если честно, особенно нравится творчество Сергея Гогина.

– Сам писать не пробовал?
– Пробовал. Со стихами не пошло. Когда учился в музыкальной школе, пробовал писать музыку. Из прозы пробовал писать что-то вроде рассказов, дневников, но записей не сохранилось.

– Обычно говорят, что есть такой период, когда читать нет времени, желания или возможности. У тебя такой период был, считаешь его “временем упущений”?
– Я могу только сказать, что жалею о том, что в своё время читал мало. Сейчас испытываю определённый голод по базовой литературе. Даже в элементарных вещах – в беседах с приятелями, в каких-то играх типа “активити”. До Гончарова читал «Портрет Дориана Грея», он очень хорошо пошёл. Было желание перечитать Лондона, и кого-то «нового» начать, из современных. Мистику с фантастикой читать не хочется. Покупаю с зарплаты по 2-3 книги, и потом передариваю, вне зависимости от того – прочитал или нет. Хотя начинаю читать все, просто часто переключаюсь на что-то другое.
Например, недавно захватил бизнес-роман на тему «бирюзовых организаций». Это такие организации, где нет жёсткой иерархии, есть руководитель, но он доверяет своим работникам и советуется с ними. У нас таких мало, чаще работник свою сферу деятельности может только обслуживать и сопровождать, но не принимать в ней решения. И тема перехода от IQ к ЕQ показалась мне очень сильной. То есть это, когда идет переход к эмоциональному интеллекту: как следить за своими эмоциями, как ими управлять, а потом уже и то же самое с чужими.

– Как считаешь, действительно ли молодёжь сегодня меньше итает?
– Моё окружение читает, причём не только что-то современное, «классику» тоже. Так или иначе – вообще все что-то читают, вопрос – что?

– Как ты относишься к электронным книгам?
– Вполне позитивно, так же, как и к аудио. Бумажные книги нравятся, не люблю читать с компьютера или телефона. Хотя “Обломова” читаю с телефона, но тут уже вопрос багажного комфорта, потому что читается в дороге, как правило. А вспоминая интервью Ольги Слеповой, на УЛПРЕССЕ, директора городских библиотек, хочется с ней согласиться, в том, что книга, в ближайшие 10 лет полностью перейдёт в коллекционно-подарочный формат. Нравятся тебе бумажные – иди в библиотеку или покупай, но от прогресса никуда не деться. Всё равно всё постепенно уходит в сеть. Хотя сам я даже заметки по своим проектам стараюсь делать в ежедневниках. Бумага, книга, закладки, ручки – всё это очень важно, важно не потерять это, как часть культуры.
Возможно, это вызов нашего времени, где мы должны сохранить баланс: продвигать издательство, не отвергая электронные книги. Например, проходят «Ночи в музее» – почему именно НОЧЬ в музее, чтобы привлечь молодёжь, которой днём эти музеи не нужны. Или «Ночь искусства», тоже самое. Помню, когда однажды в “Квартал” на неё пришли 750 человек, и это всё были молодые люди. Поэтому приходится постоянно искать какие-то новые компоненты, чтобы как-то привлечь молодых людей. Значит и здесь назревает вопрос к издательствам и библиотекарям, потому что им развивать всю эту интерактивность.

– Какую книгу ты бы не посоветовал читать?
– Нет такой книги, вопрос в том – насколько ты критично и осознанно подходишь к тому, что там изложено. Ни одной книге нельзя «верить на слово».

– Тогда может какие-то возрастные ограничения?
– Тоже нет. Ребёнок не будет читать серьёзную литературу, она ему не интересна, поэтому он книгу просто закроет. Недавно мы на мероприятии обсуждали, что Булгакова можно переоткрывать для себя в разном возрасте. Но лично у меня нет такого примера, нет книги, которую бы хотелось перечитывать, чтобы воспринять её по-новому.

– У тебя творческая профессия, сыграла ли роль литература при её выборе?
– Возможно даже наоборот. Я читал мало, сейчас хочу это компенсировать. Моя работа, все мои проекты всегда, так или иначе, были связаны с литературой, с желанием посотрудничать с библиотеками, привести к какому-то писателю, устроить литературный тур на трамвае, т.е. я пытаюсь найти какие-то практики, чтобы заинтересовать молодых людей открыть книгу, читать что-то, в любом формате, поэтому я в постоянном поиске.