Обещанную транспортную схему Ульяновска горожане очень ждут и возлагают на нее большие надежды. По мнению некоторых местных жителей, она сможет решить  в том числе проблему экологии: если общественный транспорт станет комфортным, доступным и удобным, то многие готовы отказаться от ежедневного пользования своими авто. Тем более что в приоритет городские власти решили поставить именно электротранспорт. Однако ждать реализации проекта придется еще минимум пару лет.

Год назад на официальном сайте городской администрации сообщалось, что реализация новой транспортной модели Ульяновска начнется с начала 2019 года. На одном из заседаний Общественного совета по контролю за качеством транспортного обслуживания были рассмотрены и одобрены результаты работы ГУП «МосгортрансНИИпроект» по оптимизации маршрутной сети города (общая стоимость разработки 34, 7 млн рублей). Напомним, новая транспортная модель города состоит из четырех основных частей:
Часть 1: «Новая маршрутная сеть трамваев».
 Часть 2. «Транспортно-пересадочные узлы»: Трамвай станет основным, а автобусы подвозящими. 
Часть 3: «Новая сеть троллейбусов»Семь маршрутов отменят, но введут 4 новых.
Часть 4: «Новая сеть автобусов»

Однако ни в начале года, ни в его конце схема внедрена не была. Мы спросили у администрации Ульяновска, в чем сложность внедрения этой программы. По информации пресс-службы, дорожная карта поэтапного внедрения новой маршрутной сети городским управлением дорожного хозяйства разработана и передана на согласование в областной Минпром:
Сейчас Министерством ведется разработка и внедрение региональной навигационно-информационной системы (РНИС). В настоящее время перевозчики передают данные с трекера ГЛОС в эту систему. Процесс идет. Городское дорожное управление работает с перевозчиками, чтобы подключить все транспортные средства к этой системе.

При этом еще в конце лета министр промышленности и транспорта Дмитрий Вавилин говорил, что до 15 октября весь пассажирский транспорт в регионе должен быть подключен к системе. Об этом он писал в соцсетях:
Ежедневный мониторинг работы пассажирского транспорта будет вестись на основании информации, поступающей из РНИС. Зафиксированный факт нарушения со стороны перевозчика будет основанием обращения в соответствующие органы для принятия мер к правонарушителям. Помимо этого, контрольно-профилактические мероприятия по выявлению и пресечению правонарушений перевозчиками будут проводиться сотрудниками Министерством промышленности и транспорта совместно с ГИБДД и специалистами надзора в сфере транспорта не реже трех раз в неделю.

По актуальной информации пресс-службы минпромтранса, в настоящее время к РНИС подключены практически все транспортные средства перевозчиков Ульяновска:
– Ведётся сверка по отдельным маршрутам, выверяется расписание. Проведена встреча с региональным представителем “Яндекс. Транспорт” по подключению городских маршрутов к сервису
.

Однако даже после введения всех этих новшеств обещанная транспортная схема не заработает. Как нам пояснил директор Департамента транспорта Александр Артемьев, еще нужно привести в порядок трамваи и разобраться с автотранспортными перевозками (перераспределить и убрать дубли). По его словам, РНИС – это некий механизм (сито), который позволит выбрать тех перевозчиков, кто соблюдает соглашение и хорошо реагирует на замечания заказчика, и устранить работающих плохо:

Транспортная модель Ульяновска – это проект мэрии, она его согласовывала, подписывала, она же должна и внедрять. Сейчас они хотят заручиться поддержкой, в том числе областных властей. Любое изменение – это социальный риск.
С помощью РНИС мы сможем ввести в некие рамки перевозчиков, срывающих расписание, и за счет этого нормально перераспределить транспорт. Условно говоря, убрать лишних. Однако не стоит забывать, что в новой транспортной  модели упор делается на трамваи. Сейчас ведется работа по закупке 70 новых вагонов. Людей пересадить на электротранспорт порой тяжело. К примеру, в своих жалобах жители пишут, что хотят большие автобусы. Их услышали, закупили СИМАЗ: удобные, теплые, вместительные. Запустили по двум проблемным направлениям – Новый город и Засвияжье. Что мы имеем сейчас: загруженные “газельки” и полупустые автобусы. Почему? Несмотря на критику маршруток, в том числе из-за нарушения скоростного режима, пассажиров это как раз и устраивает – они быстрее добираются до точки назначения.
То же самое сейчас получается с трамваями. Чтобы они нашли своих клиентов, надо сделать их более комфортными и удобными (с wi-fi, зарядками для телефонов, местами для инвалидов и быстрыми). Как раз в этом году была составлена комплексная программа по обновлению путевого хозяйства и электросети для трамваев.
Трамваи – удовольствие дорогостоящее. Их область может купить только в лизинг. Сейчас как раз решается вопрос, чтобы закупить технику и параллельно подготовить документы для участия в конкурсе на федеральное субсидирование. Это нужно для минимизирования нагрузки на бюджет.
В 2021 году у администрации города заканчивается формальное соглашение с маршрутчиками. Возможно к этому времени окончательно маршрутная схема и будет реализована. Тем более для ее внедрения требуется: 1) обновление подвижного состава и путевого хозяйства, 2) будут расторговываться магистральные маршруты, на которые имеет смысл ставить большие автобусы (непонятно кто займет нишу – частники или ПАТП-1), 3) переориентировка остальной сети. 

Отметим, сейчас, по заявлению экспертов, все маршруты, которые по новой схеме могут быть признаны лишними, убирать можно только через суды, а это опять же большой социальный риск. Есть опасение, что оставшиеся перевозчики не смогут обеспечить город бесперебойной работой транспорта.