Утверждена и вступила в силу  программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Ульяновска на период 2020-2035 годов. Документ полностью опубликован официальной городской газетой «Ульяновск сегодня». Мы продолжаем публиковать фрагменты, касающиеся конкретных направлений развития. Ранее:

— социально-демографическую статистику, динамику автомобилизации и показатели транспортного спроса на улично-дорожную сеть Ульяновска, 

— характеристику работы городского транспорта общего пользования с анализом пассажиропотока,

— анализ уровня безопасности дорожного движения

— оценка уровня негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения

— ключевые фрагменты из характеристики существующих условий и перспектив развития и размещения транспортной инфраструктуры

— прогноз транспортного спроса, изменения объёмов и характера передвижения населения и перевозок грузов

— прогноз развития дорожной сети

— принципиальные варианты развития улично-дорожной сети города Ульяновска

— развитие общесвтенного автомобильного транспорта

Сегодня –  мероприятия по развитию городского электротранспорта. 

Городской электрический транспорт

Сеть маршрутов городского наземного электрического транспорта города Ульяновска состоит из 14 маршрутов трамваев (один из которых сезонный — № 107), и 12 маршрутов троллейбусов (один из которых не обслуживается), обслуживаемых перевозчиком МУП «Ульяновскэлектротранс». Существующая сеть городского электротранспорта имеет развитую структуру, охватывающую большинство территории города Ульяновска, при этом существует ряд проблем:

разобщённость систем трамвайных (представлена только в правобережной части города Ульяновска) и троллейбусных маршрутов (представлена только в левобережной части города Ульяновска);

раннее/позднее окончание работы ряда маршрутов, большие интервалы движения;

устаревшая материально-техническая база (подвижной состав, путевое хозяйство, депо и т.д.);

дублирование автобусных маршрутов.

Согласно анализу предложений по оптимизации маршрутной сети в краткосрочной перспективе предполагается изменение семи трамвайных и семи троллейбусных маршрутов, и отмена двух трамвайных и двух троллейбусных маршрутов. Данные мероприятия не предполагают изменения инфраструктуры и носят больше организационный характер и, при этом, не решается ряд существенных вопросовсвязи правого и левого берега транспортной системой высокой перевозной способности и обеспечение продления трамвайных и троллейбусных маршрутов до территорий вновь возводимой жилой застройки.

Изменения маршрутной сети, требующие капитальных вложений в инфраструктуру, предполагается реализовывать в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В первую очередь, это организация маршрута трамвая из Заволжского района в правобережную часть города Ульяновска через Президентский мост (мероприятие предусмотрено Генпланом). Данное мероприятие важно по следующим причинам:

на текущий момент связь между Заволжским районом и правобережной частью города Ульяновска обеспечивается по большей части автобусами малого класса (микроавтобусами), следующими через Императорский мост, т.е. необходимая транспортная связь районов общественным транспортом не обеспечивается уже сейчас;

в Заволжском районе города Ульяновска активно развивается жилищное строительство (и перспективы дальнейшего развития самые высокие среди остальных районов города), прирост численности населения самый высокий среди остальных районов города, т.е. в перспективе транспортный спрос будет ещё выше, а при создании надёжной транспортной системы повысится инвестиционная привлекательность Заволжского района города Ульяновска.

в Заволжском районе города Ульяновска расположена крупная промышленная зона и в рамках Стратегии предполагается её существенно расширять.

Текущая редакция Генерального плана (как и проект Генерального плана) предполагает строительство линии городского электротранспорта в эстакадном исполнении в Заволжском районе города Ульяновска с последующим переходом реки Волги по Президентскому мосту (конструкция мостового перехода двухуровневая и предполагает организацию движения рельсового транспорта по первому уровню – рисунок 14) с выходом на проспект Нариманова, далее в подземном исполнении в направлении с севера на юг под центральной частью города и выходом на поверхность в районе улицы Минаева, далее в эстакадном исполнении в южном направлении до улицы Рябикова. В целях сокращения расходов может быть рассмотрен вариант реализации данного проекта только из Заволжского района города Ульяновска до проспекта Нариманова с подключением к существующей трамвайной линии.

Рисунок 14. Президентский мост

Кроме реализации проекта по соединению левобережной и правобережной частей города Ульяновска необходимо в среднесрочной и долгосрочной перспективе обеспечить локальное развитие трамвайных путей и троллейбусных линий до новых жилых микрорайонов, строительство которых уже происходит или планируется в ближайшей перспективе. Так, целесообразно продлить:

троллейбусные линии в районе нового освоения микрорайона «Запад 2» (по проспекту Авиастроителей и проспекту Дружбы народов) – обеспечение транспортной доступности нового микрорайона «Центральный» и перспективного строительства;

трамвайные линии в районе международного аэропорта Ульяновск (Баратаевка) (по Московскому шоссе и улице Камышинской) – обеспечение транспортной доступности микрорайона «Юго-Западный» и улучшение транспортной связи с аэропортом.

Повышение эффективности и привлекательности системы транспорта общего пользования осуществляется также за счёт приоритетов движения маршрутных транспортных средств. В рамках формирования комплексной транспортной системы города Ульяновска трамвай рассматривается как основной магистральный вид транспорта, в связи с чем обеспечение его бесперебойной работы является ключевым фактором успеха оптимизации маршрутной сети. Сеть трамвайных линий города Ульяновска характеризуется довольно высокой степенью изолированности от других участников дорожного движения, однако, это не касается трамвайных линий в центральной части города Ульяновска. Так, на улицах: Железной Дивизии, Ленина, Спасской, Радищева (частично), Марата, Можайского, Верхнеполевой, где трамвайное полотно уложено по центральной оси дорог без физического обособления, а учитывая ширину проезжих частей (обычно по одной полосе движения в каждую сторону), их выделение либо невозможно без закрытия движения для фонового транспорта, либо существенно снизит пропускную способность улично-дорожной сети. С целью снижения количества помех от фонового транспорта на указанных дорогах предлагается ввести ограничение на парковку и стоянку транспорта.

Кроме этого, даже на участках трамвайных путей, обособленных от других участников дорожного движения, остаются пересечения в одном уровне. Обеспечение приоритета движения трамваев над остальными участниками дорожного движения можно реализовать за счёт мероприятий по развитию интеллектуальных транспортных систем. Функция приоритета наземного городского пассажирского транспорта реализуется благодаря применению таких технологий, как:

инфракрасные детекторы (маяки);

радиосвязь ближнего действия;

спутниковые технологии (GPS/Глобальная навигационная спутниковая система).

Для организации приоритетного проезда в городе Ульяновске может быть рассмотрен вариант с применением спутниковых технологий глобальной навигационной спутниковой системы. В его основе — вычисление прогнозного времени прибытия транспортного средства к светофорному объекту. При этом, необходимо обеспечить взаимодействие автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) и автоматизированной системы управления и диспетчеризацией пассажирского транспорта. По опыту реализации подобных систем на городских перекрёстках удаётся добиться сокращения времени задержек в пути до 30 %.

При этом необходимо чётко понимать, что организация приоритетного проезда наземного городского пассажирского транспорта должна являться частью функционала АСУДД. Только при таком условии можно в целом оптимизировать движение транспорта на всей контролируемой и управляемой территории города Ульяновска. Кроме того, реализация приоритетного проезда не должна ухудшать общую транспортную ситуацию на регулируемых светофорных объектах. Система приоритетного проезда возможна как в адаптивном режиме управления, так и в режиме координированного управления по жёстким планам. Однако оптимальные результаты достигаются при адаптивном управлении.

Кроме оптимизации маршрутной сети в краткосрочной перспективе целесообразно проработать мероприятия по обновлению подвижного состава. Планом мероприятий по реализации Стратегии заложено обновление подвижного состава, при этом уже на текущий момент трамвайных вагонов в возрасте старше 30 лет – 134, троллейбусов старше 20 лет – 31. Тем самым можно отметить необходимость в среднесрочной или долгосрочной перспективе увеличения количества приобретаемого подвижного состава городского наземного электрического транспорта.

Также стоит отметить необходимость реновации производственной базы городского электротранспорта города Ульяновска. Состояние производственно-технических баз предприятий МУП «Ульяновскэлектротранс» (Северное депо № 1, Засвияжское трамвайное депо № 2, Троллейбусное депо № 3) не соответствует требованиям действующих стандартов, в частности, нормам и правилам безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, экологичности. Неудовлетворительно оснащение предприятий технологическим оборудованием. Большая часть оборудования устарела и требует замены. Для приведения производственно-технических баз эксплуатационных предприятий МУП «Ульяновскэлектротранс» (Северное депо   № 1, Засвияжское трамвайное депо № 2, Троллейбусное депо № 3) к нормативам и стандартам требуются мероприятия по их реконструкции и техническому перевооружению.