После сообщений о том, что в регионе возрождают некогда закрытое министерство по делам молодежи, а председателя молодежного правительства Марию Рогаткину назначили на должность советника губернатора на общественных началах по вопросам молодежной политики своё видение на процессы в этой сфере высказал помощник главы Ульяновска Артур Сирачев.

Цитируем:

“В последнее время звучало много вопросов связанных с молодёжью, были различные предложения, но чувство недосказанности осталось. Хотел бы выразить своё мнение по данной теме.

Когда начинают говорить о молодёжной политике, то каждый понимает своё. Кто, как и где должен работать с молодёжью, какие должны быть результаты, каковы вообще цели и формы этой работы? Одними из главных причин такого положения вещей является низкий уровень информированности населения об опыте работы в данной сфере в современный период, научной разработанности, цифрах и фактах, а также отсутствие комплексной, массовой и понятной системы работы с молодёжью. Это взаимосвязанные вещи, потому что для достижения результата и эффективного взаимодействия участники процесса должны понимать друг друга, говорить «на одном языке», сойтись в главном. Без этого систему не выстроишь, а без понимания и принятия её населением результативность будет минимальная.

Основы государственной молодёжной политики РФ до 2025 года, утвержденные Распоряжением Правительства РФ 29.11.2014, дают определения этим понятиям. Сокращу формулировки и отражу суть.

Государственная молодёжная политика – система мер, направленных на воспитание молодёжи, расширение возможностей для самореализации и повышения потенциала в целях развития страны.

Работа с молодёжью – деятельность, направленная на решение комплексных задач по реализации молодёжной политики во всех сферах (труд, право, политика, наука, спорт, здравоохранение и т.д.)

Молодёжь – лица в возрасте 14-30 лет (но до 35 лет, если участники жилищных программ или молодые ученые в степени кандидата наук).

Целью молодёжной политики является совершенствование условия для самореализации молодёжи, раскрытие потенциала для развития страны, а также содействие успешной интеграции молодёжи в общество.

Ключевой задачей является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи.

Эффективная реализация государственной молодежной политики должна обеспечивать устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильной и независимой Российской Федерации.

Звучит красиво и понятно, но для достижения данных целей необходимо объединение со спортом, здравоохранением, образованием, работодателями и т.д. Т.е. с другими органами власти, институтами, работодателями и обществом (жителями).

В том же документе указываются основные вызовы и проблемы в данном направлении. А здесь уже подробнее и с цифрами из различных официальных источников.

Главная демографическая проблема России в ближайшие 5 лет – это снижение общей численности населения и катастрофическое сокращение числа граждан трудоспособного возраста. В 2010 г. трудоспособное население РФ (мужчины 16–59 и женщины 16–54 лет) составило 63% от общей численности населения, а в 2016 г. уже 57,4%. В Ульяновской области количество трудоспособных граждан составляет 56,6% от общей численности населения.
Если в 2014 году общее количество молодёжи от 14 до 30 лет в России составляло 33,22 млн. чел., то в 2016 составило уже 31,48 млн. чел. Это же мы видим и в Ульяновской области. Количество трудоспособного населения и молодёжи как главного резерва этой части населения сокращается. Стремительное увеличение количества нетрудоспособных граждан приведет к увеличению нагрузки на трудоспособных. Пенсионеров и детей становится больше, на их обеспечение необходимо больше средств, а тех, кто это может сделать становится меньше.
Оттого и все разговоры про увеличение производительности туда, пенсионного возраста для отдельных категорий, привлечение инвестиций и т.д.
Именно поэтому и нужно, чтобы молодые люди были здоровы, образованы, культурно и духовно развиты, патриотичны и «нацелены на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи», потому что рассчитывать мы можем только на себя.  Помогать «добрые дяди» из-за границы просто так не будут. Именно это положение вещей и надо понимать. Смотреть трезво и по-взрослому.

Теперь конкретно про Ульяновскую область и город Ульяновск.
Население региона почти 1 млн. 253 тыс.чел., из них 940 тыс.чел. проживает в городах (75%), 313 тыс.чел. в сельской местности (25%).
В Ульяновской области проживает почти 247 тыс. чел. от 14 до 30 лет (молодёжь) (около 20%)
В городе Ульяновске (с пригородом) проживает 647 тыс.чел. (более 51% от жителей региона) и с каждым годом количество жителей увеличивается.
Молодёжи от 14 до 30 лет проживает около 142 тыс. чел. (22%)

На пути к достижению главной цели, о чём уже было сказано, необходимо решить ряд проблем и выполнить ряд задач.

1. Недостаток статистической и аналитической информации о молодёжи. Уровень занятости, образованности, преступности и т.д. Информация частично есть в разных источниках и ведомствах, но объединить, проанализировать, сделать выводы и принять управленческие решения или разработать пути преодоления проблем сейчас некому.

2. Слабая работа в информационном поле. Большинство молодых людей зарегистрированы в социальных сетях, информацию получают из Интернета, общаются в небольших группах по интересам. Основной потребляемый контент – это развлечения и общение, получение информации о различных событиях. По отношению к традиционным источникам распространения информации от «взрослых» (газеты, телевидение, радио, официальные сайты, стенгазеты) это информационное поле является параллельным и почти не пересекается с названным. Поэтому посылы, призывы, предупреждения и приглашения не доходят до конечного потребителя – молодёжи. И дело не только в каналах распространения информации, но и в способах подачи. Необходимо представлять информацию в актуальных видах и формах, на понятном для молодёжи языке. Официальные релизы им не интересны. Сейчас хорошо это понимает бизнес, поэтому они уже перестроились, а из государственных учреждений это уловили и используют вузы, но они работают только на свою студенческую аудиторию. На современном этапе информационное направление одно из самых приоритетных, потому как помогает выстраивать контакт с широкой молодёжной аудиторией.

3. Девиантное поведение определенной части молодых людей (преступность, алкоголизм, наркомания и т.д.). В отчете УМВД по Ульяновской области указано, что в 2016 году отмечается снижение массива зарегистрированных преступлений на 7%, в том числе в городе Ульяновске на 2,3%. Уровень преступности в нашем регионе в целом ниже, чем в среднем по России и в ПФО. На 13,7% стало меньше преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних. В целях профилактики этих явлений разработан и проводится комплекс мер, но так ли он эффективен, как того требует время? Кто именно включен в данную работу, какие методы они используют? Большинству граждан и особенно родителям это неизвестно. А это должна быть совместная работа всех граждан, структур и институтов. Алгоритм действий должен быть понятен каждому. Вместе с тем, сюда же можно отнести и NEET – молодежь (аббревиатура от английского выражения «Not in Employment, Education or Training»), т.е. молодежь, исключенная из сферы занятости и образования. Согласно рекомендациям Евростата, к группе NEET относятся молодые люди в возрасте 15 – 24 лет, которые являются безработными или экономически неактивными и при этом не учатся и не охвачены профессиональной подготовкой/переподготовкой.

4. Состояние здоровья. Состояние здоровья людей, в первую очередь подростков и молодежи, серьезным образом влияет на их социальную активность в различных сферах жизнедеятельности (образование, быт, досуг, труд). Исследования показывают, что более 50% юношей и девушек, окончивших школу, уже имеют по 2–3 хронических заболевания. Лишь 15% выпускников можно считать здоровыми. Проведение единичных спортивных акций или малочисленных мероприятий не влияет на общую картину. Для формирования привычки нужна системность, доступность, информационное сопровождение. В Ульяновской области ежегодно увеличивается количество занимающихся спортом, но для здоровья необходимо правильно питаться, соблюдать режим сна и многие другое. Здесь же и вопрос работы системы здравоохранения в сфере профилактики и доступности оказания медицинской помощи.

5. Состояние института семьи. По данным опросов одной из основных ценностей для граждан является семья, однако фактические данные последних лет свидетельствуют о  значительных изменениях в поведении граждан, особенно молодёжи. Увеличивается средний возраст вступления в брак, но основное количество новобрачных в возрасте до 30 лет, т.е. молодёжь. Увеличивается количество гражданских браков или проще сожительства, что свидетельствует неспособности части молодых людей брать на себя ответственность за создание семьи и воспитание детей. Высока доля разводов. В среднем более половины браков заканчиваются разводом. Одной из основных причин называют неумение или нежелание обоих супругов разрешать конфликты, а также отсутствие ответственности. А ведь именно социально-психологическая обстановка в семье, пример, поведение и установки родителей в значительной мере влияют на формирование будущих граждан.

6. Трудоустройство. Работодатели говорят, что им не хватает квалифицированных кадров, а молодёжь говорит, что сложно найти работу. Молодёжи не хватает знаний и компетенций, которые необходимы работодателям. Учреждениями сферы образования принимаются меры, разрабатываются новые программы, есть частные примеры подготовки специалистов для конкретных работодателей, но это пока не решает весь комплекс проблем в сфере молодёжного трудоустройства. Сложности остаются в организации временной занятости, информированности молодёжи о вакансиях, способах заработка, перспективах трудоустройства после окончания учебного заведения. Необходимы новые решения. Если на федеральном уровне есть 50 профессий будущего, то на уровне региона тоже можно сделать подобный список с описанием и привязкой к новым предприятиям, которые планируются к открытию. Оценивая ситуацию в целом,  стоит отметить и то, что уровень молодёжной безработицы в России значительно ниже, чем в Европе или в некоторых странах бывшего СССР и составляет всего около 15%.

Решение этих и других проблем, а также задач по формированию системы ценностей, проведению просветительской работы, реализации молодёжи в социально-экономической сфере и т.д. и должно быть предметом деятельности органа по делам молодёжи. Данная структура должна быть координатором межведомственного и межинституционального взаимодействия, аналитическим центром, ядром информационной политики, заказчиком мероприятий и проектов, а также оператором или контролирующим органом проведения грантовых конкурсов в сфере молодёжной политики.

Немаловажным фактором является и наличие команды. Ярких личностей, которые своими словами и поступками формировали бы образ молодого человека, к которому надо стремиться. Таковыми у нас уже являются многие руководители и представители молодёжных организаций, молодые предприниматели, ученые, учителя, спортсмены, работники предприятий и организаций и другие, кто имеет заслуги, уважение друзей и коллег. О таких людях надо рассказывать, ставить в пример.
Как говорил русский публицист и писатель Александр Герцен: «теория внушает убеждения, а пример определяет образ действия».

С молодёжью надо работать. Это наше общее дело”.