Фототур “Весна Евразии – Новый шелковый путь”. Дорога к возрождению контактов между народами
Багаутдинов Камиль
Такие известные узбекские города как Самарканд, Бухара, Хива, Ташкент, Термез, Ургенч, Фергана служили наземными маяками на Великом Шелковом Пути. Цветущие города-оазисы, выраставшие вдоль Шелкового пути, становились международными перевалочными пунктами для товаров, являлись жизненно важными центрами торговли, ремесел, распространения различных культур. В Самарканде верблюжьи караваны делали остановку на пути из Китая в Европу.
Самарканд, став главным городом обширной империи Амира Тимура, заботившегося о его укреплении и красоте, переживал в те времена пору наивысшего расцвета, продолжавшегося и в эпоху правления Тимуридов (кон. XIV -нач. XVI вв.н.э.).
Самарканд занимал идеальное положение в этой сети дорог, протяженностью в 10 тысяч километров. За 2 тысячелетия через город прошли миллионы торговцев, дипломатов, паломников и воинов, оставив здесь свои следы.

Основной миссией торговцев, которые в разные времена приходили сюда из разных частей мира, наряду с доставкой их лучших товаров, было постоянное стремление к знаниям, к обмену новыми революционными идеями, обмену культурами, традициями, религиями и языками.
Титул «сердце Великого шелкового пути» по праву закреплен за Самаркандом. Он внесен в особый список ЮНЕСКО «Мировое наследие» – столь велико значение сосредоточенных здесь материальных и духовных ценностей. Уникальные памятники древнего зодчества, наследие научных и художественных школ, центры национальных ремесел, имеющиеся в древнем городе, славятся сегодня во всем мире.
Амир Тимур внес огромный вклад в дело построения государственности, в прогресс науки и культуры. При нем начала осуществляться обширная программа градостроительства, в основном – в столице государства – Самарканде. На возведение монументальных зданий отпускались огромные средства, ведь грандиозные архитектурные сооружения должны были служить показателем величия империи и ее властелина. Тимур собрал в Самарканде искусных зодчих, строителей, мастеров архитектурного декора. Их прекрасными творениями мы можем любоваться и сегодня. Город завораживает, как воплощенные в жизнь сказки Шахерезады.
1
Самарканд (серия)
2
Легендарная площадь Регистан, которая по праву является главной архитектурной достопримечательностью всей Центральной Азии. Эта площадь издавна была торговым и общественным центром Самарканда. Здесь возвышаются гордые громады трех медресе – Улугбека, Шер- Дор, Тилла-Кори. Улугбек, как и его дед, уделял огромное внимание монументальному строительству, и ансамбль прекрасных зданий Регистана был завершен в годы его правления.
«Регистаном» называли главные (парадные) площади в городах Среднего Востока. Самаркандская площадь является самым известным регистаном благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV—XVII веков, центром которого являются медресе Улугбека (1417—1420), медресе Шердор (1619—1636) и медресе Тилля-Кари (1646—1660). Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. Является одним из ярчайших примеров персидской архитектуры. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними историческими зданиями Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Самарканд (серия)
3
Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417—1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории, принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока.
Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кари.
Задняя сторона двора была занята мечетью, над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола, а по углам здания располагались четыре минарета. Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом, выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики.
Медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию и читали их известные учёные того времени, а также сам Улугбек.
Самарканд (серия)
4
Медресе Шердор было построено по распоряжению правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура в восточной части площади напротив медресе Улугбека. Медресе Шердор (медресе «с тиграми», «Обитель львов») было возведено зодчим по имени Абдул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас.
Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искажённых пропорциях. Его отличает непомерно большой по размеру купол, что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения. Стены медресе покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображён герб Самарканда — барсы с солнцем на спине, в центре арки помещена свастика, а наверху особым арабским шрифтом записано «Господь Всемогущ!». Украшение наружных и внутренних фасадов выполнены из глазурованного кирпича, мозаичных наборов и росписей с обилием позолоты. Отделка медресе Шердор заметно уступает в изысканности медресе Улугбека, возведённому в XV веке, на который пришелся «золотой век» архитектуры Самарканда. Тем не менее, гармония больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, монументальность, чёткость симметрии — все это ставит медресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками города.
Самарканд (серия)
5
Медресе Тилля-Кари было возведено в северной части площади через десять лет после медресе Шердор на месте караван-сарая 1420-х годов. Главный фасад квадратного в плане здания симметричен и состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами и угловыми башнями. Просторный двор застроен по периметру небольшими жилыми строениями. С западной стороны двора расположено купольное здание мечети.
Здание медресе богато отделано мозаикой и майоликой с геометрическим и растительным орнаментом. В декорации интерьера обильно использована позолота, что и дало название медресе, означающее — «отделанное золотом». В мечети позолочены поверхности стен и сводов покрыты росписью с обильным применением золота.
На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.
Самарканд (серия)
6
Самарканд (серия)
7
Памятник Амиру Тимуру (Тамерлану) находится на главном бульваре Университетский Самарканда. Полное имя Тимура было Тимур ибн Тарагай Барлас. Тимур был человеком весьма отважным и сдержанным. Обладая трезвостью суждений, он умел принять самое верное решение в трудных ситуациях. Эти черты характера и притягивали к нему людей. Дальновидный правитель и талантливый организатор.
Тимур оставил после себя десятки монументальных архитектурных сооружений, некоторые из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Постройки Тимура, в создании которых он принимал деятельное участие, обнаруживают в нём незаурядный художественный вкус.
Опираясь на богатый опыт своих предшественников, Тамерлан сумел создать мощную и боеспособную армию, позволившую ему одерживать блестящие победы на полях сражений над своими противниками. В распоряжении Тимура было огромное войско до 200 тысяч воинов. Эта армия была многонациональным и многоконфессиональным объединением, ядром которого являлись тюрко-монгольские воины-кочевники.
Самарканд (серия)
8
Площадь Регистан днём.
Самарканд (серия)
9
Самарканд (серия)
10
Самарканд (серия)
11
Самарканд (серия)
12
Самарканд (серия)
13
Самарканд (серия)
14
Самарканд (серия)
15
Самарканд (серия)
16
Самарканд (серия)
17
Самарканд (серия)
18
Самарканд (серия)
19
Самарканд (серия)
20
Самарканд (серия)
21
Самарканд (серия)
22
Самарканд (серия)
23
Самарканд (серия)
24
Самарканд (серия)
25
Самарканд (серия)
26
Самарканд (серия)
27
Самарканд (серия)
28
Самарканд (серия)
29
Самарканд (серия)
30
Гур-Эмир — мавзолей Тамерлана (Амира Тимура) и его семьи (Тимуридов) в Самарканде.
Фамильная гробница Тимура и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части города в 1404 году (ныне — улица Регистан). Мозаика, собранная из светло- и тёмно-голубых глазурированных кирпичей, украшает стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.
Этот шедевр среднеазиатского зодчества занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры. Усыпальница Тимуридов (именно так она называется с 2009 года) послужила прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих Моголов: мавзолея Хумаюна в Дели и мавзолея Тадж-Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые в своё время были правящей династией Северной Индии.
Памятник реставрировался в 1950-х годах (наружные купола и глазурь), более масштабные работы по его восстановлению были начаты в 1967 году. В 2014 году решением Межпарламентской Ассамблеи стран-участниц СНГ внесён список достопримечательностей «Жемчужин Содружества».
Строительство мавзолея, начатое в 1403 году, было связано с внезапной смертью Мухаммад Султана, прямого наследника эмира Тимура (Тамерлана) и его любимого внука. Завершил строительство Улугбек, другой внук Тамерлана.
В усыпальнице Тимура Гур Эмир на большой тёмно-зелёной нефритовой могильной плите арабской вязью на арабском и персидском языках начертано:
Умер ночью 14 Шагбана 807 года (1405 год). Внизу камня надпись: «Камень этот поставлен Улугбеком Гурганом после похода в Джитта».
Согласно легенде, существовало предсказание о том, что если прах Тамерлана будет потревожен, начнётся великая и страшная война. Также, на надгробии имеется надпись следующего содержания: «Когда я восстану (из мёртвых), мир содрогнётся». Некоторые источники утверждают, что при вскрытии могилы в 1941 году внутри гроба была обнаружена надпись: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».
Из воспоминаний Малика Каюмова, бывшего кинооператором при вскрытии могилы:
«Вошёл в ближайшую чайхану, смотрю — там три древних старика сидят. Я ещё отметил про себя: похожи друг на друга, как родные братья. Ну, я присел неподалёку, мне чайник и пиалу принесли. Вдруг один из этих стариков и обращается ко мне: «Сынок, ты ведь из тех, кто вскрывать могилу Тамерлана вздумали?». А я возьми да и скажи: «Да я в этой экспедиции самый главный, без меня все эти учёные — никуда!». Шуткой решил свой страх отогнать. Только, смотрю, старики в ответ на мою улыбку ещё больше нахмурились. А тот, что заговорил со мной, к себе манит. Подхожу ближе, смотрю, в руках у него книга — старинная, рукописная, страницы арабской вязью заполнены. А старик по строчкам пальцем водит: «Вот смотри, сынок, что в этой книге написано: Кто вскроет могилу Тамерлана — выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные»…
20 июня 1941 г. вскрыли гроб Тимура. Через два дня после вскрытия могилы Тимура, в ночь на 22 июня фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Многие связали это с открытием могилы Тамерлана. В Самарканде началась паника. Экспедицию срочно свернули, а останки Тимура и Тимуридов отправили на исследования в Москву.
Самарканд (серия)
31
Самарканд (серия)
32
Самарканд (серия)
33
Самарканд (серия)
34
Самарканд (серия)
35
Внутренняя отделка мавзолея Гур-Эмир.
Самарканд (серия)
36
Самарканд (серия)
37
Самарканд (серия)
38
Самарканд (серия)
39
Самарканд (серия)
40
Усыпальницы семьи Тимура (Тимуридов)
Самарканд (серия)
41
Самарканд (серия)
42
Рядом с мавзолеем Гур-Эмир при раскопках обнаружены руины бывшего Караван-Сарая.
Самарканд (серия)
43
Самарканд (серия)
44
Мавзолей Рухабад (Обитель духа) был построен по распоряжению Амира Тимура в 1380 году над могилой исламского религиозного деятеля шейха Бурханеддина Сагарджи, получившего известность распространением ислама среди кочевников Восточного Туркестана. Это один из древнейших памятников Самарканда.
После строительства мавзолей Рухабад стал одним известнейшим культовым сооружением Самарканда. Неоднократно его посещал сам Тимур.
Кроме Бурханеддина Сагарджи в мавзолее Рухабад были позднее захоронены его супруга, сыновья и родственники.
Самарканд (серия)
45
В 1880—1882 годах рядом с мавзолеем появилась мечеть. В середине XIX века на месте обветшавших строений было построено одноэтажное медресе, минарет, а также вырыт бассейн.
Самарканд (серия)
46
Мавзолей Рухабад
Самарканд (серия)
47
Кроме Бурханеддина Сагарджи здесь покоятся его супруга, сыновья и родственники.
Самарканд (серия)
48
Самарканд (серия)
49
Чудотворный источник у входа в Мавзолей Ходжа Дониер.
Самарканд (серия)
50
Мавзолей Ходжа Дониер был построен на месте захоронения и мечети времён Тамерлана. Согласно легендам, пророк Ходжа-Данияр был сподвижником арабского проповедника Кусам ибн Аббаса. Полагают также, что Ходжа Данияр — это коранический и ветхозаветный библейский пророк Даниил, чьи останки, а именно его рука, были привезены в Самарканд Тимуром из города Сузы. Над местом их захоронения был построен мавзолей, перестроенный в начале XX века.
Мавзолей является объектом паломничества, как местных жителей, так и приезжающих со всего мира. В 1996 году его посетил Патриарх Всея Руси Алексий II. Возле склепа растет миндаль, который однажды засох, но потом ожил вновь.
Самарканд (серия)
51
Шахи Зинда («живой царь») — памятник средневековой архитектуры, ансамбль мавзолеев самаркандской знати. Дошедший до нас комплекс состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшиеся друг к другу.Ансамбль Шахи Зинда формировался на протяжении 9 веков и включает более двадцати сооружений IX—XIV и XIX веков. В 2001 году ансамбль мавзолеев Шахи Зинда вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Самарканд (серия)
52
Дорога в село Хартанг (25 км от Самарканда), где находится одно из самых почитаемых мест паломничества в исламе – мавзолей Имама аль-Бухари.
Самарканд (серия)
53
Самарканд (серия)
54
Мемориальный комплекс имама Аль-Бухари — комплекс сооружений мемориального, культового и духовно-просветительского назначения. Построен по инициативе президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в 1997—1998 годах на древнем мазаре известного исламского религиозного деятеля имама Аль-Бухари в ознаменование 1225-летия со дня его рождения. В 870 году изгнанный из Бухары имам Аль-Бухари нашёл последнее пристанище на скромном кладбище. В XVI веке на сельском кладбище на окраине кишлака Хартанг появиля первый мемориальный комплекс, включавший небольшой мавзолей над могилой аль-Бухари и джума-мечеть. Тогда же близ мавзолея были посажены чинары, которые до сих пор можно увидеть на территории современного комплекса.
Самарканд (серия)
55
Самарканд (серия)
56
Мавзолей Аль-Бухари – одно из самых почитаемых мест паломничества в исламе. Аль-Бухари – знаменитый богослов, ученый-хадисовед (хадисоведение – наука о хадисах, сообщениях о высказываниях и поступках пророка Мухаммада) и автор второй по значению после Корана книги мусульман «Ал-Жомий ас-Сахих» («Достоверный сборник»).
Самарканд (серия)
57
Самарканд (серия)
58
Мавзолей Ходжа Ахрора Вали. Имя Ходжи Ахрара неразрывно связано с историей Узбекистана. Этот великий человек, будучи главой суфийского ордена Накшбандия, влиял на развитие политической жизни в регионе. За свою жизнь он стал почитаем не только простым народом, но и считался духовным учителем многих правителей тех времен. Он добился отмены жестоких налогов в Маверанахре. А однажды предотвратил кровопролитную битву между правителями Самарканда, Ферганы и Ташкента.
Он умер в 1490 году в возрасте 86 лет, и был похоронен в окрестностях Самарканда. На могиле Великого шейха была установлена белая надгробная плита, покрытая множеством эпитафий. Практически сразу это место стало священным кладбищем и местом паломничества многочисленных верующих.
В 1630-м году правитель Самарканда Надир-Диван Беги приказал построить рядом с могилой Ходжи-Ахрара мечеть и медресе. Медресе, построенное за два года, быстро получило эпитет «зеркало Шер-дора», так как его внешняя отделка была очень похожа на медресе Шер-дор у площади Регистан: на портале были изображены два льва и два оленя. Но спустя столетия медресе сильно разрушилось: портал накренился вперед, большая часть отделки осыпалось и все здание покрылось трещинами.
Тщательное, кропотливое изучение архивных документов, старых черно-белых фотографии прошлого и позапрошлого веков, моделирование по фрагментам, позволили реставраторам полностью восстановить здание и облицовку медресе Надир Диванбеги, которое предстаёт сейчас перед туристами и паломниками в своём первозданном виде.
Самарканд (серия)
59
Самарканд (серия)
60
Самарканд (серия)
61
Самарканд (серия)
62
Самарканд (серия)
63
Мечеть Биби-Ханым («старшая принцесса») — архитектурный памятник 1399—1404 годов в Самарканде, грандиозная соборная мечеть Тамерлана, богато украшенная изразцами, резным мрамором и росписями. Восстановлена из руин в конце XX века.
Мечеть была воздвигнута по приказу Тамерлана после его победоносного похода в Индию. Строительство было начато в мае 1399 года. Месторасположение будущей мечети выбирал сам Тимур. В строительстве были задействованы мастера из различных стран: Индии, Ирана, Хорезма, Золотой Орды. К сентябрю 1404 года основная часть комплекса была уже построена. Во дворе мечети могли одновременно молиться 10 тысяч человек.
Согласно легенде, мечеть получила своё название в честь любимой жены Тамерлана. Вернувшись из победоносного индийского похода, Тимур в 1399 г. предпринял строительство соборной мечети для свершения пятничного намаза, которой молва присвоила имя Биби-ханым.
Самарканд (серия)
64
Далее по Шелковому пути мы отправимся в Бухару, еще один важный пункт исторического торгового маршрута.
1238.png

Часть 1. Анонс. Фототур «Весна Евразии — Новый шелковый путь». Дорога к возрождению контактов между народами

Часть 2. Simbiblis торит новый шелковый путь Евразии: Байконур, Казахстан, Туркестан…

Часть 3. Ташкент – город хлебный

Часть 4. Simbiblis: Фототур «Весна Евразии — Новый шелковый путь». Самарканд, Бухара

Часть 5. Simbiblis: Как строят новые дороги в Узбекистане

Часть 6. Simbiblis: По маршруту караванов

Часть 7. Simbiblis: Путевые заметки с Шёлкового пути. Аль-Хакима ат-Тирмизи

Часть 8. Simbiblis: Шелковый путь. Караван-сарай Хиштин. Гиссарская крепость

Часть 9. Simbiblis: Таджикистан. По маршруту караванов и Анзобский перевал. Худжанд

Часть 10. Simbiblis: Кыргызстан. Ош — точка пересечения караванов на Великом Шелковом пути

Часть 11. Simbiblis: Кыргызстан. Фотозарисовки с Шелкового пути

Часть 12. Simbiblis: Кыргызстан. К Шелковому пути через перевал Талдык

Часть 13. Simbiblis: По Шелковому Пути к китайской границе «Иркештам»

Часть 14. Simbiblis: К подножию пика Ленина. Встреча в Сары-Моголе

Часть 15. Simbiblis: Кыргызстан. Фотоответы на интересующие читателей вопросы

Часть 16. Simbiblis: Неприступный Караван-Сарай Таш-Рабат и «Китайские ворота»

Часть 17. Simbiblis: Ферганский и Чуйский пути караванов ведут в Барскоон. Иссык-Куль

Часть 18. Simbiblis: Главные во­рота для выхода на Запад караванов — Тараз, Сайрам, Туркестан